В последнее время экспертами отмечается оживление кредитного рынка, особенно заметна положительная динамика в сфере потребительского кредитования физических лиц. Процент потребительских займов сегодня достигает 80% от всех кредитов, выдаваемых банками (для сравнения, ипотека составляет всего 5% кредитов). Пока кредитно-финансовые учреждения заинтересованы именно в потребительском сегменте кредитования, поэтому изменения структуры займов до конца года не ожидается.
Еще в середине 2010 года крупнейшие банки наладили сотрудничество с большими розничными сетями, а сегодня конкуренция подстегивает их расширять спектр дополнительных услуг (например, предлагать клиентам бесплатное открытие счетов и оформление кредитных карт). Новые участники рынка будут стараться привлечь потребителей всевозможными промо-акциями, условия выдачи займов станут гораздо более выгодными для граждан.
Если в прошлом году максимальный срок погашения потребительского кредита составлял около 10 месяцев, а аванс - порядка 50% от стоимости товара, то сегодня прогнозируется увеличение сроков кредитования до 18-24 месяцев, за счет чего заметно расширится аудитория заемщиков. Конечно, высокая конкуренция также будет способствовать снижению кредитных ставок и уменьшению размеров первичного взноса, но пока еще рано ждать массовых нулевых авансов и смягчения требований к клиентам, поскольку банки стараются минимизировать риски и обезопасить себя. Для оценки рисков активно используется кредитный скоринг (система оценки добросовестности и платежеспособности заемщика). Пока одним из главных критериев выдачи кредита будет официальное трудоустройство.
Стоит напомнить, что по мнению многих специалистов кризис ликвидности в 2008 году был вызван именно перенасыщенностью рынка потребительского кредитования. К концу 2009 года доля потребительских кредитов составляла всего 2%, и это стало серьезным ударом не только для банков и потребителей, но также и для ряда розничных сетей. Особенно сильно кризис потребительского кредитования сказался на магазинах бытовой техники, которые сейчас совсем не прочь делиться с банками частью прибыли ради повышения уровня потребительского спроса.
Поэтому с началом "оттепели" именно техномаркеты охотней всего стали сотрудничать с кредитно-финансовыми учреждениями. В 2010 году торговые сети совместно с банками активно разогревали рынок кредитами "под ноль процентов", таким образом, привлекая первых клиентов. По «нулевым» кредитам проценты вместо клиента выплачивает магазин. В текущем году число таких займов все еще будет велико, но они изменяться качественно - удлиняться сроки погашения, увеличится ассортимент продуктов, которые можно будет приобрести с помощью нулевого кредита. Конечно, они имеют свои минусы - в частности, короткие сроки погашения (в среднем около 5 месяцев). Покупателю также необходимо тщательно следить за тем, предоставлена ли представителями банка полная информация о потребительском кредите, поскольку очень часто под "нулевым" займом скрывается ряд дополнительных платежей.