
Кто-то может бесконечно долго критиковать случившееся, но пока как факт надо признать: льготных государственных автокредитов больше не будет. Мало того: негатива здесь намного меньше, чем позитива.
Понятно, что для большинства задействованных на том же АвтоВАЗе констатация факта сворачивания льгот на отечественные авто – это как приговор.
Да, сложно спорить с тем, что импортные автомобили снова вернут свое доминирующее значение на рынке. Но это – только часть правды, которая визуально более заметна и как бы бьет по личному карману тех, кто в производстве задействован. Но ведь так однобоко смотреть нельзя.
Что по факту принесло льготное автокредитование в России на машины собственной сборки? Затраты фантастических денежных сумм, которые можно было запустить на целые ниши перспективного производства. И это факт.
Профессиональное строительство бассейнов под ключ с гарантией от компании "Garant Aquatic": доступные цены и качество, проверенное временем!
А еще было поддержание рабочих мест, которые рынку совершенно не нужны. Вместо этого можно было создать рабочие места на предприятиях, которые потом постоянно поддерживались бы своими значимостью и востребованностью на рынке.
Какова цена вытеснения импорта автомобилей за счет своих машин? Ноутбуками гвозди ведь не забиваются, хотя сделать это можно в теории. Так же – и в данном случае.
Единственной стратегической задачей льготных государственных кредитов оставалась задача обустройства сегмента конкурентоспособного производства своих автомобилей. Эта цель – показатель, мерило и лакмус любых дальнейших действий. Насколько к данной цели приблизились в том же АвтоВАЗе? Ни на сантиметр. И это тоже слишком показательно.
Для рыночной модели экономики неприемлемы действия, которые не могут нести никакого самостоятельного результата. Фактически кредитование воспринималось для бюджета как инвестиция – для прямой материальной помощи предусмотрены другие формы выплат. А на выходе получили именно примитивную помощь своим производителям, которые все полученное проели.
В условиях серьезного профицита государственного бюджета и сильного дисбаланса внешней торговли в сторону импорта льготное кредитование имело бы хоть какой-то смысл. Да и то как временный фактор, специально заточенный под обстоятельства.
Вспомнить стоит и о том, что льготные автокредиты внутри России серьезно портили отношения страны с другими странами, воспринимавшими данные меры как откровенный протекционизм (а это и был протекционизм, как бы не выглядела его «упаковка»).
Членство в ВТО делало внешнюю стоимость подобных льготных программ достаточно дорогой, ведь в ответ уже против России могли приниматься симметричные действия, но уже не в сфере автомобилестроения, а в сегментах, где удар был бы намного болезненнее.
К тому же – и это тоже болезненная правда – такие льготы не так сильно влияли на спрос, как можно было ожидать. Клиенты, готовые купить российский автомобиль, просто пользовались льготами по кредиту, но те, кто такой автомобиль приобретать и не хотел, только из-за льготного кредитования своего решения не принимали.
Так что все, что выделялось из бюджета, превращалось в «бонус патриотизма – красивую, но бесполезную для экономики категорию.