Кризис в наружной рекламе не только в Москве, но и практически во всех регионах России, длится уже не первый год. Мировой финансовый кризис оказывает своё негативное влияние и на этот сегмент бизнеса. По сравнению с докризисным периодом, доходы субъектов рынка наружной рекламы по различным форматам упали на 30-40%.
Наружная реклама особо тяжело переживает такие трудные времена оттого, что это бизнес вариативных доходов и фиксированных затрат. Поэтому, если доходы снижаются, к примеру, на 40%, а расходы можно сокращать не больше, чем на 10%, у операторов не идёт прибыль, и они начинают потреблять запасы прошлых лет, становясь убыточными.
Во время кризиса власти должны поддерживать бизнес и принимать правильные быстрые решения. Когда еще только начинался кризис, крупные операторы наружной рекламы не раз обращались в комитет рекламы с предложением разработать и утвердить антикризисную политику, которая включала бы в себя в первую очередь сокращение арендной платы за места. Эта затрата является основной, влияющей на цену размещения рекламы для работодателей.
Но спустя почти год после начала кризиса, пройдя ряд бюрократических процедур, было принято постановление правительства Москвы о льготе в 30%. Еще позже были подписаны договора комитета рекламы с операторами. Такое отношение властей к бизнесу ничем не напоминает антикризисное управление и оперативный кризис – менеджмент.
Во время кризиса рынка наружной рекламы, массового закрытия мелких операторов не произошло, так как многие из них очень профессиональны и жизнеспособны не менее чем News Outdoor. В такой сфере бизнеса, как наружная реклама, отсев происходит по принципу «мене конкурентоспособный – более конкурентоспособный», а не по принципу «крупный – мелкий».
Такой отсев зависит, главным образом, от позиции муниципалитетов. Если они становятся на жёсткую политику по принципу – арендную плату не снижаем, не заплатили за две недели – конструкции сносим. Конечно, в такой ситуации выживет сильнейший и предложение на рынке рекламы резко сокращается. А если муниципалитеты значительно сокращают арендную плату, соответственно, цены на наружную рекламу падают, и остаётся большой объём носителей.
Значительным ударом для операторов наружной рекламы Москвы становятся периодические запреты на размещение каких либо рекламных конструкций в тех или иных местах. К примеру, была попытка запретить размещать световые короба (лайт- боксы) на кольцевой МКАД. В федеральном законе «О рекламе» запрещено размещать рекламные щиты на одной опоре с дорожными знаками. На центральных улицах в Москве рекламы на знаках теперь нет. Хотя по Новорижскому или Рублево-Успенскому шоссе они установлены.
Одним из негативных проявлений кризиса рынка наружной рекламы есть то, что зачастую приходится закрывать проекты, над которыми упорно работали многие люди. Но жёстких мер не избежать. На сегодня главное мерило востребованности бизнеса – получение прибыли. В большинстве проектов создания наружной рекламы она может появиться через несколько лет работы. Поэтому и приходится отказываться от полезных начинаний, которые не успели пройти этот цикл.