Прошла большая часть 2010 года и уже можно подводить первые итоги. Финансовый кризис не прошел для нашей страны бесследно. Так объем рынка бытовой техники в 2009 году сократился по отношению к 2008 на 25%. В абсолютных цифрах это выражается так: 10,8 млрд долларов США (по сравнению с 2007 годом рост составил 10%) в 2008 году, 8,1 млрд долларов США – в 2009 году. Рост цен в 2009 году составил 15-20% в условиях снижения потребительской способности населения. Доходы рынка в 2009 году оказались ниже, чем в 2008 на 18%.
Но в 2010 году бытовая техника начинает пользоваться более высоким спросом. Так в последнее время рынок бытовой техники в России демонстрирует позитивную динамику и уже можно говорить о его восстановлении после рекордного кризисного спада. По данным мониторинга международной исследовательской компании GfK Retail and Technology (четвертой по величине компании в мире, ведущей маркетинговые исследования) растет большинство сегментов рынка бытовой техники и электроники.
Такое оживление в первом полугодии не может не добавлять оптимизма относительно итогов целого года, ведь второе полугодие традиционно отличается более высокими продажами. Это говорит о нормальной сезонности и позволяет прогнозировать дальнейший рост продаж. Ведь впереди еще наиболее активный четвертый квартал с традиционными новогодними распродажами и акциями. Уже можно смело утверждать, что продажи бытовой техники превысили докризисный уровень.
Этому успеху способствует немало факторов, таких как антикризисное управление, стабилизация экономики, окрепшая уверенность населения в будущем, рост благосостояния, возобновление потребительского кредитования.
Последний фактор, наверное, имел решающее значение для восстановления рынка не только бытовой техники, но и автопродаж, рынка недвижимости. Банки не просто начали кредитовать, а предлагают все более и более выгодные условия для заемщиков, а главное, 90% желающих получить кредит, получит его. А ведь всего несколько месяцев назад количество отказов было значительно больше.
Так доля кредитных продаж в докризисном 2008 составляла около 30% от общего объема продаж, в 2010 году этот показатель держится пока на уровне 13-20%, но стремительно растет. Этому способствует тот фактор, что потребители уже психологически устали экономить, а банки запускают совместно с крупными сетями магазинов бытовой техники очень выгодные для покупателей программы.
Наименьшие темпы роста в 2010 году продемонстрировал сегмент офисного оборудования, основную составляющую продаж в нем составили многофункциональные устройства (около 50 % товарооборота сектора). А наибольший рост показали продажи LCD и плазменных телевизоров, карт памяти и USB-носителей. Самым стабильным оказался сектор малой бытовой техники. В секторе большой бытовой техники лидером продаж оказались морозильные камеры. В сегменте информационных технологий лидеры – ноутбуки, а среди телекоммуникационного оборудования выделяются бурный рост продаж смартфонов. Приближение лета – периода отпусков и мода на фотографирование благотворно повлияло на продажи фотокамер.
В целом, наилучшую активность показали такие сегмента рынка бытовой техники, как IT-технологии, телекоммуникационное оборудование и фототехника. По итогам исследований крупнейшими российскими ритейлерами на рынке бытовой техники и электроники остаются «Эльдорадо» и «М.Видео». Также существует некоторая тенденция к уменьшению количества торговых точек (особенно в регионах), что дает возможность выхода на рынок некрупным региональным компаниям.