Конец 2 квартала 2010 года ознаменовался долгожданным ростом продаж на авторынке Украины. Начало 2010 года сопровождалось незначительным объемом продаж, что привело к падению рынка автомобилей до уровня 2005 года. Такая ситуация произошла под влиянием нескольких факторов. Рост цен на новые поставки автомобилей после распродажи имеющихся запасов на складах совпал со снижением уровня жизни населения. Кроме того, в связи с политической неопределенностью, потребители не спешили вкладывать средства в дорогостоящие товары, тем самым формируя отложенный спрос. Положительный тренд наметился еще в конце 1 квартала 2010 года, когда продажи в марте увеличились на 35% по сравнению с февралем.
По мнению экспертов, нижняя точка падения украинским рынком автомобилей уже пройдена, и сейчас он вступил в медленную и продолжительную фазу роста. Однако, финансовый кризис не прошел бесследно, и его последствия все еще ощутимы. Так, аналитики утверждают, что несмотря на ярко выраженную позитивную динамику, возврат к докризисному уровню продаж возможно не ранее 2013-2015 года. Также эксперты сходятся во мнении, что восстановление авторынка Украины требует более продолжительного времени, чем, например, для России. Значительная роль, при этом, отводится возобновлению валютного кредитования, оживление которого ожидается во 2 полугодии 2010 года.
1 полугодие 2010 года завершилось увеличением доли иномарок на 6 % относительно аналогичного периода 2009 года. Этому способствовала отмена осенью 2009 года 13%-ой надбавки к таможенным пошлинам. Лидерами продаж стали автомобили корейского производства Hyundai и Kia. Выбиться в лидеры Hyundai помог не только фактор местной сборки, но и грамотное антикризисное управление, включившее в себя, в том числе, и регулярные акции по снижению цен. Второе место принадлежит Kia, которая сменив импортера переместилась с 13 позиции на вторую, сместив оттуда Toyota. 3 и 4 места занимают Chevrolet и Chery. Также в десятку лидеров продаж вошли Skoda, Toyota ,Volkswagen и Ford. В премиум-сегменте рост показали Lexus +16%, BMW +8% и Audi +10%. Несколько изменилась структура продаж по классам автомобилей. Наблюдается рост продаж коммерческой техники, внедорожников, автомобилей класса Е и минивэнов на фоне снижения продаж авто класса В и С.
Что касается региональной структуры продаж за 1 полугодие 2010 года, то тут изменения не столь существенны. Согласно данным, предоставленным аналитическим порталом rstcars.com продажа автомобилей в Донецке увеличилась одновременно со снижением доли Одессы. Остальные регионы, включая Киев, отражают общую тенденцию рынка. Аналитиками ожидается рост доли Восточного региона и в первую очередь Харьковской области, которая уже сейчас выросла до 7% - максимального показателя с начала истории наблюдений.
Прогнозы развития авторынка Украины на 2 полугодие 2010 года оптимистичны. Ожидается продолжение положительной динамики роста во всех сегментах. Сдерживающими факторами аналитики называют не принятые пока законы о trade-in (обмене б/у автомобиля на новый с доплатой) и возобновлении валютного кредитования. По самым сдержанным оценкам ожидается увеличение общего объема продаж не менее, чем на 140-150 тыс. единиц.