Финансовый кризис, разразившийся в 2008 году, так или иначе, затронул практически каждого гражданина России. ?, несмотря на то, что после него прошло уже немало времени, последствия кризиса для некоторых ощущаются до сих пор. Особенно это касается строительного сектора экономики: сокращение штатов в данной сфере приобрело самые большие масштабы, и, даже сейчас эта отрасль еще не пришла к объёмам августа 2008 года.
Естественным последствием данных событий явилось сокращение покупательского спроса на большинство товаров. Особенно сильный удар пришлось испытать рынку недвижимости и автомобильному сектору.
Что же касается товаров повседневного пользования, то здесь отмечается тенденция отказа российских покупателей от отечественных продуктов питания и отдаётся предпочтение импортным товарам, из-за более низкой цены.
Конечно, снижение спроса, порождённое кризисными явлениями, не удивляет ни специалистов, ни обычных россиян, но, в этом аспекте интересным является то, что в то время, как на ряд продуктов популярность снижается,- другие в это же время, становятся более востребованными. Так, например, интересной является тенденция, с которой столкнулись так называемые ?элитные товары?, после событий 2008 года.
Что касается элитной недвижимости: спрос на неё, в отличие от ?обычных квартир? не только не упал, но и продолжил увеличиваться. В чем причина такого парадокса?
В условиях нестабильности, те, кто имели некоторые крупные сбережения предпочли вложить их в дорогие объекты, в то время, как ?рядовая? недвижимость стала большинству не по карману из-за отсутствия возможности получить кредит, а, впоследствии- страха, что события могут повториться и проценты по кредитам вновь станут пересматривать в большую сторону.
При этом же, как видно из статистики, спрос на элитные автомобили восстанавливается значительно быстрее, чем на автомобили так называемого ?среднего класса?. Так, например, стабильно растут объёмы продаж Бентли (на 30% по сравнению с прошлым годом), а объём покупаемых "Роллс-Ройсов" возрос за этот период вообще сразу в 3 раза.
При этом похожая (казалось бы парадоксальная) ситуация сложилась и на такой элитный товар, как шотландсткий виски. Весьма интересным является статистика того, что, в течение первых 9-ти месяцев после кризисных явлений, в казну Шотландии поступало по 90 футнов стерлингов (приблизительно 180 долларов) каждую секунду только благодаря этому напитку. Благодаря этой тенденции шотландские производители даже решились на строительство нового винокуренного завода (кстати, впервые за последние 30 лет).
В тоже время, отмечается, что в отраслях элитных товаров, характеризующихся некоторым перегревом рынка до сентября 2008 года, спрос все-таки снизился. Так, например, в первом полугодии 2009 года спрос на швейцарские часы претерпел некоторое уменьшение, но, общая тенденция 2010 на них так же показывает положительные результаты. Особенно это касается стран Азии, так как только за февраль 2010 г. спрос на них резко возрос в Китае (на 50%), а так же в Таиланде, Гонконге и других странах.
Если же рассматривать этот сегмент более детально, то можно отметить, что, конечно, в 2008 году популярность швейцарских часов снизилась (в ряде стран уменьшение составило до 45%), но, при этом, за последние 2 года общая тенденция все-таки положительна- поскольку в целом, за это время объёмы продаж возросли почти на 60%.
Это лишь отдельные примеры, характеризующие кризисные последствия, но, даже на их примере можно утверждать, что, как ни парадоксально, но производители качественной продукции, которую можно назвать элитной в состоянии оправится от финансовых ударов быстрее, чем те, кто занимается товарами для ?среднего класса? в первую очередь благодаря наличию в их команде продуманной стратегии и высококвалифицированных специалистов, способных разработать правильный подход даже в случае возникновения самых сложных проблем.