Эксперты до сих пор спорят, финансовый кризис был, есть или будет еще раз, а мы же попытаемся рассмотреть более узкий сегмент вопросов. Если уж совсем конкретно – то речь пойдет о рынке кухонной мебели и всех его пертурбациях.
Кухонная мебель – это то, что принято относить к потребительским товарам. А если вы помните, до момента кризиса наше общество было не чем иным, как обществом потребительского кредита: покупать было принято в счет будущих доходов. А «было принято» - это значить «хотелось» и «было возможно» одновременно. Вот сейчас, например, хочется не меньше, но и зачастую больше, чем раньше. А вот с возможностями некоторая нестыковка: потребительские кредиты и страшны, и трудны, и вряд ли возможны, в то время как сокращение штатов на большинстве фирм заставило людей экономить на всем, на чем возможно. При этом наиболее пострадавшими оказались такие сферы, как недвижимость и строительство, с которыми, когда прямо, а когда и не настолько, но связано понятие кухонной мебели.
И вот логичный итог: в связи со стремительным спадам спроса и, что еще важнее, уверенность в такой тенденции и на завтрашний день, кухонная мебель значительно подешевела: с одной стороной, покупать меньше стали сразу, а с другой – остановить выпуск прежних объемов – процесс, несколько растянутый во времени. Поэтому не успевшие разгрузиться склады получили откровенные излишки товара на рынке.
Правда, спад цен в этом сегменте неравномерен: мойки для кухни гранитные подешевели гораздо ощутимее стандартных моек из нержавейки. Объясняется это увеличением прагматичности покупателей в ущерб такому понятию, как «пафосная элитность». К тому же если рассматривать рынок кухонной мебели по ценовой касте, то здесь, как и по рынку в целом, идет проседание на уровень ниже и, как итог, получаем картину, более дорогой сегмент переходит на ценовый уровень своего более дешевого предшественника. Поэтому непосредственно ценовое проседание наблюдается в основном в верхних прослойках, в то время как в нижних может даже «прибавиться». При чем с весьма важной оговоркой: уменьшение среднерыночной цены проходит без заметного (адекватного) проседания уровня качества сегмента.
Те фирмы-поставщики, которые не захотели или, что ближе к реальности, попросту не смогли перейти к новым ценовым показателям, либо покинули рынок, либо в корне переформатировали структуру своих производства и доставки. При этом на место одного выбывшего игрока приходится сразу несколько новых желающих занять его нишу. И как итог – цена либо плавно продолжает снижаться, либо замерла в самых нижних своих пределах.
Итак, глобальное снижение цен на рынке кухонной мебели если и не продлится дальше, то в обратном направление точно не будет двигаться еще весьма долго. При этом те темпы снижения цены, которые имели место, также весьма ощутимы. Даже более чем. Но рынок по прежнему находится в ожидании, когда спрос на кухни оживет, потому что надеются на сокращение их производства и предложения – бессмысленно: другие рынки, смежные кухонной мебели, не ищут новых игроков, а просто остановить производство часто бывает невозможно. Поэтому порадоваться остается исключительно за покупателей. Правда, исключительно за тех, у кого есть на это деньги.