Очередной тур подписки на периодические издания, проведенный в разных городах России и стран СНГ, в очередной раз показал снижение количества подписчиков. Ничего удивительного в этом нет - периодические издания, даже те, что считаются подписными, находятся и в свободной продаже. Кроме того, растущая популярность онлайн-изданий также влияет на уменьшение количества подписчиков.
Надо отметить, что с момента распада Советского Союза популярность подписных изданий падает почти непрерывно. Если при отсутствии многих газет и журналов, а также художественной и научной литературы в свободном доступе подписка на периодику и книги являлась чуть ли не единственным способов получить их, то развитие рынка привело к тому, что необходимые журналы, газеты, книги можно стало купить свободно.
Конечно, цена на них - это отдельный вопрос. Но дело не только в цене - качество изданий также заметно изменилось. Рынок России и других бывших советских республик захлестнула волна переводных изданий, как периодики, так и художественной и научной литературы. Результат не заставил себя ждать - книжные полки тех, кто мог на фоне всеобщего обнищания позволить себе покупать книги, журналы и газеты, заполнились яркими глянцевыми обложками.
Однако через какое-то время наступило отрезвление. Если журналы были еще приемлемы, хотя набор тем и их подача заметно отличались от привычного и даже желаемого, то качество литературы оставляло желать много лучшего. Особенно это касалось научной и технической литературы. Возврата же к прежнему не было - финансовый кризис продолжался, и типографии, лишившись государственных дотаций, по большей части не выдержали рыночной конкуренции.
Новые отечественные издательства работали и работают в основном по западной схеме - нужны потребители, и их следует привлекать всеми возможными путями. В том числе и снижая цену подписки по отношению к розничной. Однако недавний финансовый кризис привел к тому, что количество людей, имеющих возможность заранее планировать свой бюджет и считающих возможным потратить деньги на заказ периодики, опять уменьшилось. Жалобы издателей на уменьшение количества подписчиков вполне обоснованы - люди, не уверенные в завтрашнем дне, не могут позволить себе оплатить подписку, если те же издания можно купить свободно по мере финансовой возможности.
Солидные экономические и деловые издания пользуются не проходящим спросом и количество их подписчиков уменьшилось не слишком заметно, хотя разорение частных и государственных предприятий, обусловленное кризисом, отразилось и в этой области. Для развлекательной же и познавательной периодики, то есть журналов для детей и о детях, периодики типа "кулинария дома", "ваше здоровье", "познай мир" и тому подобных всевозможных популярных изданий для мужчин и женщин сильно потеряли в количестве подписчиков.
Остается только надеяться, что финансовый кризис не вечен, и увеличившееся благосостояние потенциальных подписчиков позволит им вновь заранее оплачивать необходимую им периодику, увеличивая тем самым финансовое благополучие издательств.