Еще несколько лет назад мебельный рынок активно развивался, что было связано с увеличением доходности граждан и ростом потребительского кредитования. Однако с приходом мирового финансового кризиса ситуация кардинально изменилась и быстрый рост преобразился в такое же быстрое падение. Перспективы развития мебельного рынка в дальнейшем предсказать тяжело - они будут зависеть от экономической ситуации в государстве.
В целом, темпы продаж различной мебели снизились как минимум на 30 %. Меньше пострадал от кризиса спрос на кухонную мебель, тогда как мягкая мебель раскупается хуже всего. Наибольшее падение зафиксировано в среднем ценовом сегменте, в то время как мебель эконом класса и класса люкс по-прежнему продается неплохо, хотя и тут отмечено уменьшение спроса. Особенно проиграли иностранные производители, поскольку с ростом курса доллара их мебель значительно увеличилась в цене. Отечественные производители от этого выиграли - повышение курса незначительно повлияло на рост стоимости их продукции. Тяжелее тем, кто перед кризисом задумал модернизацию производства и взял для этого кредит в иностранной валюте. Для многих это стало непосильной ношей, зато на рынке выжили самые сильные и надежные компании.
Наиболее радостная ситуация наблюдается на рынке офисной мебели, где продукция зарубежных производителей почти полностью вытеснена отечественными компаниями. Это вызвано недорогим процессом производства ДСП-плит, которые по качеству и цене могут успешно конкурировать с иностранным сырьем. Заводов, производящих такие плиты, с каждым годом становится все больше.
Хуже обстоит ситуация на рынке корпусной и мягкой мебели для дома. Поскольку эта область лидировала по спросу, на нее и пришлось наибольшее падение. Кроме того, на эту мебель наблюдается наибольшая конкуренция, как среди отечественных производителей, так и среди зарубежных. Однако, в последнее время существует некоторое разграничение по ценовому фактору. Более дешевая российская мебель ориентирована в основном на эконом-класс, тогда как более дорогая импортная мебель - на более престижную аудиторию. Это вызвано не только более высокой ценой на нее, но и эксклюзивностью моделей. Их продвижением занимаются мебельные салоны.
Сейчас все чаще отечественные покупатели предпочитают заказывать мебель, а не покупать готовую продукцию. Особенно это выражено в сегменте дорогой мебели - богатых кризис коснулся меньше всего. Они все реже покупают готовые серийные шкафы-купе или угловые диваны от производителя, отдавая преимущество вызову дизайнера и заказу единичной модели. Несмотря на большую стоимость такого продукта, он будет органично вписываться в интерьер помещения и выглядеть не столько местом для хранения вещей или местом для сна, но и предметом роскоши.
Специалисты ожидают рост потребительского спроса на мебель в ближайшее время, ведь кризис в этой области невыгоден никому - ни потребителю, ни производителю, ни магазинам, ни банкам. Однако высокую рентабельность продаж получить при этом не удастся - все-таки покупательская способность населения резко не вырастет, даже если банки возобновят доступное кредитование.