Современный менеджмент должен обладать качественными знаниями в области бизнес-процессов, происходящих на предприятии. Именно знания, а не разнообразная поверхностная информация, необходимы в случаях запланированных и несанкционированных совершенствований в процессах. Насущной необходимостью тогда становится выработка стратегии управления.
Во-первых, необходимо наблюдение за ходом бизнес-процессов, а именно, работа с данными. Это, пожалуй, самый затратный способ, ведь в результате получается некий набор данных. И прежде чем получить информацию, этот объем данных нужно будет подвергнуть обработке и тщательно проверить. Что становится практически невозможно, когда речь идет о таком понятии, как антикризисное управление.
Если же имеется документация по бизнес-процессу, то предстоит работа непосредственно с информацией. В этом случае необходим специалист, который, изучив такую информацию, предложит некую систему знаний о бизнес-процессе, а команда компании использует его систему, проектируя новый процесс.
Самым экономичным является третий способ - приглашение эксперта. Его роль может исполнить и руководитель компании. Необходимо только, чтобы он знал данный бизнес-процесс досконально, имел возможность ежедневного наблюдения за ходом и нес персональную ответственность за его выполнение.
Реалии современной экономики таковы, что остро требуются все более совершенные способы. Финансовый кризис заставляет идти в ногу со временем. Бизнес-процессы можно моделировать, это позволяет достичь принципиально нового качества в управлении. Из года в год увеличивается число российских компаний, которые внедряют систему процессного управления, совершенствуют и автоматизируют бизнес-процессы. Чтобы процессный подход закрепился в системе управления предприятия необходимо организовать некий цикл, который состоит и нескольких пунктов.
Прежде всего, бизнес-процесс надо описать, регламентировать и, как следствие, структурировать. Далее необходимо его реализовать в информационных системах. Должен присутствовать постоянный контроль за точностью выполнения процесса, некие «контрольные браслеты», а также точный расчет показателей эффективности, которые нужно соотносить с плановыми показателями. То есть речь идет и об анализе бизнес-процесса. Ну, и последнее: любые бизнес-процессы требуют постоянного совершенствования.
Управление процесса не может быть достаточно качественным, если отсутствует связь со стратегическим уровнем управления компанией. Контроль результативности достигается при непосредственном контроле ключевых показателей этой результативности. Тут возникает необходимость применения системы сбалансированных показателей. Она даст возможность ранжира результативности согласно ее значимости, автоматически контрастируются бизнес-процессы (и направления их развития), которые особенно критичны для достижения стратегических целей предприятия. После этого, с четко обозначенными стратегическим целями, выверенными приоритетами и ключевыми показателями эффективности, управление бизнес-процессами становится мощнейшим инструментом для реализации общей стратегии компании.