Люди, переживая финансовый кризис, привыкают жить все более экономно. Приходится отказываться уже не только от расходов на организацию отдыха и развлечений, новой модной одежды и обуви, а экономят уже и на покупках предметов домашнего обихода. Например, на приобретении бытовой техники и электроники. ? это вполне объяснимо.
Возросший было, в первой половине 2010 года, уровень продаж электроники, сегодня снова снизился до уровня 2007 года и продолжает падать. Население отчетливо осознало, что бытовая техника и электроника не являются предметом первой необходимости, такими как продукты, одежда, оплата коммунальных услуг и связи, а значит подобные покупки пока лучше не делать.
Наибольшее падение объемов продаж испытали на себе такие сегменты этого рынка, как товары фототехники и телекоммуникаций, в которых оно превысило 50%. Также существенное падение отмечено в объемах реализации мобильных телефонов.
Сегодня большая часть покупателей абсолютно справедливо рассудила, что в этих устройствах главным является их функциональность и, в итоге, отказалась от дорогих модных новинок. В вопросе реализации крупной бытовой техники наименьший спад оказался у стиральных машин, а самый большой, более 45%, в группе микроволновой техники.
Одной из причин создающих такую ситуацию, кроме общего снижения доходов населения, стало снижение общего объема кредитования со стороны финансовых учреждений. Теперь банки уже не так охотно дают кредит на приобретение дорогой бытовой техники и электроники, как раньше. Кроме того, большая часть населения уже имеет не выплаченные кредиты, и в дальнейшем увеличении задолженности перед банком людям просто отказывают.
Для того, чтобы увеличить объемы продаж бытовой техники и электроники ритейлеры вынуждены жертвовать частью торговой наценки. Для этого организуются продажи с большими скидками, достигающими в отдельных случаях 50, а иногда и 70%.
Узнавая об этом, потенциальные покупатели соглашаются приобретать такие товары. Однако это скорее единичные случаи, чем массовое применение метода.
В качестве примера можно рассмотреть решение ценовой политики в отношении такой сложной бытовой электроники как 3D телевизоры. На общем фоне падения объемов продаж показательным является решение компании Samsung с февраля 2011 года снизить стоимость своих телевизоров с частотой кадров 200 Гц.
С этого момента цены на 3d телевизоры Samsung были снижены в среднем на 50%, привлекли внимание покупателя. В итоге, на фоне общего падения объемов продаж, здесь замечен даже определенный рост. Предыдущий высокий уровень цен на эти электронные устройства держался менее года и показал, что потребитель просто не в состоянии позволить себе такую дорогую покупку в настоящий момент.
По мнению экспертов, спрос на бытовую технику и электронику будет, в ближайшее время, формироваться за счет продаж морально устаревшей и недорогой продукции. Ведь без таких товаров как холодильники, плиты, стиральные машины, чайники и утюги современному человеку уже никак не обойтись.
Но покупательная способность населения определит и уровень качества потребления. Кроме того, отмечается возможность некоторой части населения, относящейся к среднему классу, вложить некоторые накопленные средства в бытовые товары длительного пользования.