Продукция российских производителей на рынке канцелярских товаров в основном представлена в сегменте средних цен на производимые товары. В этом же сегменте конкурирует продукция из Восточной Европы. Нужно отметить, что отечественный рынок канцелярских товаров начал развиваться только в середине 1990-х.
Его главными особенностями является то, что основных брендов, за которыми держится основное лидерство, на сегодняшний момент не существует. Далее, рынок канцтоваров отличается сезонностью: спрос и предложение меняются в течение года по нескольку раз.
Также как сообщает «Экспресс-Обзор», российский рынок закрыт и для прогнозирования очень непостоянен и сложен. Сотрудники компании «Экспресс-Обзор» провели анализ отечественного рынка канцелярских товаров и сделали вывод, что темп роста рынка падает в связи с увеличением его объема.
Главной проблемой, из-за которой производители канцелярских товаров жалуются на снижение спроса, является демографический кризис в России. Главным образом спрос упал на школьную продукцию, которая занимает существенную долю в сегменте офисной канцелярии.
В 2009 году финансовый кризис также стал основной причиной “застоя” на рынке канцелярских товаров. К примеру, как сообщает сайт http://www.brandprint.ru/, печати и штампы в связи с падением корпоративных продаж канцелярских товаров перестали пользоваться массовым спросом по сравнению с предыдущими годами. В течение всего 2009 года отечественный рынок канцтоваров упал на 17-20 %.
Выход из кризиса в течение 2011-2013 г. не обещает пройти успешно: поскольку конкуренция во всех областях экономики увеличивается, в том числе и на рынке канцтоваров, рентабельность бизнеса канцелярских товаров изначально не может быть высокой. По оценкам экспертов средняя рентабельность производства канцтоваров 10-15 %. Но данный показатель не точный, поскольку рынок канцтоваров очень широк, и если оценивать, к примеру, производство файлов, но здесь рентабельность почти у нуля. Производство же папок оценивается намного выше. Поэтому данный процент является весьма относительным показателем.
Причины, по которым производители страдают потерей прибыли от продажи канцтоваров, сводятся к следующему: выпуск непривлекательного для покупателей товара (устаревших моделей, слишком ярких, пестрых моделей для офиса), выпуск многофункционального товара, с практической точки зрения не являющемся полезным и целесообразным. В подобных случаях производителей канцелярских товаров ждут убытки. Данные причины субъективны и полностью зависят от производителя. Мобильность производителя на рынке канцтоваров существенна - умение успеть вывести из ассортимента товары, на которые спрос снижается, безусловно, залог успех любого предпринимателя.
Главной же объективной причиной снижения спроса на канцелярские товары остается демографический кризис. Как оценивают эксперты, в России потребителями канцтоваров являются 72,2 миллиона человек. Это в среднем немного больше половины населения всей страны. Активных потребителей можно разбить на три группы: школьники (от 6 до 16 лет), студенты (от 17 до 20 лет), и взрослое городское население (от 21 до 50 лет).
Динамика численности населения в России на ближайшие десять лет выглядит следующим образом: это уменьшение численности взрослого трудоспособного населения страны и рост численности детей и подростков в возрасте до 15 лет. Такой прогноз дает право говорит о том, что спрос на школьных канцтовары будет расти; на офисные же канцтовары спрос возможен лишь при условии роста у взрослого населения культуры потребления канцелярских товаров, плюс повышение удельного потребления фирмами канцтоваров.