На фоне многочисленных круглых столов и разговоров о единении власти и бизнеса само подобное единение носит очень индивидуальный характер. В остальном же бизнес и власть по-разному видят необходимые будущие перспективы: одни должны еще и поддерживать социальные программы, в то время как другие априори не хотят платить там, где в ответ им не будет прибыли.
И это – только поверхностная, «легальная и белая» часть вопроса. А ведь есть куда больше моментов, о которых и говорить можно дольше. Но это – абстракция, которой можно пренебречь. Ведь конкретика требует ответа на главный вопрос: состоится ли контакт бизнеса с властью и если да, то в какой форме и когда?
Пока что – и это надо признать – диалог выглядит призрачно. Легче всего договариваться, как ни странно, в двух крайних точках: на пиках подъемов и спадов в экономике. Тогда либо бизнес готов начать делиться ради поддержания ситуации, либо государство готово на самые разнообразные уступки ради зацепки за преодоление общей стагнации. Но как только пиковые точки пройдены – диалог снова разлаживается.
Можно говорить, что после точки пика кризиса Россия движется в сторону улучшений, можно спорить, что после глотка посткризисного развития экономика страны вновь начинает тонуть, но это не изменит главного – сейчас длится переходный период, от которого все ожидают перемен.
Бизнес слабо верит в оптимизм, государство политически вынуждено говорить о неизменном прогрессе: на фоне грядущих спортивных событий (а Олимпийские игры и Чемпионат мира по футболу – События вообще с большой буквы) необходимо убедить инвесторов, что в Россию нужно инвестировать смелее, выстраивая объекты самостоятельно и выводя бюджет из-под давления столь колоссальных расходов.
Однако российскому бизнесу тоже есть повод задуматься: текущая ситуация с отдаленной перспективой экономической активности на фоне спорта мирового масштаба хотя и затрагивает не всех, но затрагивает с глубиной в десятки миллиардов рублей. И это на фоне государственных преференций и налоговых льгот, если заняться отдельными проектными вопросами. И кредиты тоже могут оказаться крайне льготными от госбанков.
Для таких кредитов даже не требуется сложных схем: грамотные бухгалтерские услуги, четко выбранная тематика проекта, согласование с Олимпиадой или Чемпионатом мира, указание важности для государства – и шансы на такие льготные проценты многократно растут, в то время как использовать полученные средства при хорошем финансовом управлении можно очень широко.
Но насколько готова власть пойти на толерантное отношение к бизнесменам даже в таком вопросе? Насколько готова хотя бы временно пойти на уступки, еще не способные претендовать на статус полноценного диалога, но подталкивающие к таковому?
Четкий ответ будет озвучен летом: этот срок является граничным для окончательных и принципиальных решений по Олимпиаде. На основе этих же решений будут выстраивать взаимоотношения с бизнесом к футбольному чемпионату. А те проблемы Кипра, которые знаменитый оффшор испытывает сейчас – это еще и стимул больше воссоединиться властям именно с отечественным бизнесом.