В Белоруссии наиболее популярным видом доставки грузов на протяжении многих лет остаются автоперевозки. Однако в последнее время эта сфера деятельности испытывает определенные трудности в развитии.
Положение обязывает
В Белоруссии сеть автодорог достаточно хорошо развита, чтобы автотранспорт оставался наиболее массовым. По статистическим данным в этом виде деятельности на данный момент занято более 20 тысяч мелких и средних предприятий, в распоряжении которых находятся почти 180 тысяч грузовых автомобилей. Страна является транспортным связующим звеном между Западной и Восточной Европой и Россией.
Конечно, близость Белоруссии к Европе делает ее положением как посредника выгодным, а мобильность автотранспорта позволяет извлечь из этого факта максимальную пользу. В частности, в отличие от железнодорожных перевозок грузовой автотранспорт двигается без промежуточных операций в пути, то есть максимально быстро.
Груз не должен ждать на складе, пока накопится максимальный объем партии (как на Ж/Д), что не только обеспечивает сохранность груза и но и позволяет наладить ритмичность доставки. В пути не нужно перегружать товар с одного транспорта на другой, конечным пунктом доставки может быть любая удобная для заказчика точка.
Это особенно важно в случае, если на маршруте нет больших городов, морских или речных портов, крупных железнодорожных узлов. Нет необходимости подстраивать маршрут под эти ключевые точки.
?нвестиции, налоги и лизинг
Однако у автоперевозок есть и свои недостатки. На автотранспорте могут возникнуть сложности с организацией доставки больших партий груза на значительные расстояния, маршрут доставки зависит от карты дорог.
Негабаритные грузы иногда удобнее доставлять с использованием других транспортных средств. Финансовые затраты при доставке по железной дороге могут быть снижены по сравнению в автотранспортом.
Некоторое время назад объем автотранспортных перевозок в Белоруссии активно рос как за счет доставки на сравнительно короткие расстояния, так и за счет увеличения экспорта транспортных услуг.
Однако запретительные пошлины на ввоз транспортных средств ограничивают развитие международных грузовых перевозок в республике. Высокие налоги, сложные и дорогостоящие схемы лизинга также препятствуют развитие этой сферы предпринимательства.
Строительство логистических центров может серьезно стимулировать развитие грузоперевозок. ?нвестировать в логистические проекты в Белоруссии могут и проявляют заинтересованность с таких проектах инвесторы из разных стран. Лидеры среди них - Чехия, Китай. Катар.
Уже реализуются 25 инвестиционных проектов, работающих в рамках государственной Программы развития логистической системы. Программа будет работать до 2015 года. Наиболее активно в этом отношении развивается Минская область, второе и третье места занимают Витебская и Гродненская области.
Необходимо укрупнение
Стоит отметить, что по сравнению в 2012 годом за истекший период 203 рост грузоперевозок остался незначительным, что отразилось на снижении рентабельности этого бизнеса внутри страны. Кроме этого, определенную проблему создает недостаточная компетентность персонала как в фирмах-перевозчиках, так и в компаниях, с которыми они сотрудничают, логистических и экспедиционных.
Отчасти это вызвано тем, что в этой сфере работает большое количество мелких фирм, которые решают вопросы конкуренции за счет демпинга цен и снижения расходов на организацию перевозок. Укрупнение компаний может помочь преодолеть эту проблему и повысить качество услуг.