Рынок дизельного топлива чутко откликается даже на незначительные колебания различных факторов, а в условиях зимнего сезона это требует повышенного внимания. Усилия правительства, направленные на снижение и предотвращение дефицита этого актуального топлива привели к повышению цен на оптовом рынке и
дизельное топливо подорожало, а это вызвало соответственный рост и розничных цен.
Процесс уже пошёл: с начала ноября отметка поднялась на 4,8%, а средняя цена в середине ноября составила 27,28 руб. за литр. Подорожает дизельное топливо и позже. Вызвано это не только угрозой его нехватки зимой: принятые правительством и ведомствами меры привели к определённому результату.
Немаловажной причиной весеннего топливного кризиса, который стал первым этапом процесса, стало повышение экологических стандартовна бензин, а именно запрет на продажи "Евро-2". А при переходе к иной марке всегда возникают паузы и перебои: оперативно реализовывать стандарт "Евро-3" не удалось.
Не успевшим подготовиться к производству высококачественной продукции фирмам пришлось экспортировать свою продукцию, чтобы минимизировать убытки. А приобретать бензин необходимого стандарта пришлось у компаний, с которыми они не сотрудничали прежде. Такие преобразования партнёрских связей существенно сказались на поставках продукции.
Ещё одна директива в сентябре не прошла бесследно: были введены более жёсткие требования к содержанию серы в дизельном топливе. Без сомнения, постоянно работать над улучшением качества продукции - требование нашего времени.
Но правительство предприняло такие меры для предупреждения очередного кризиса накануне холодного сезона, которые привели к противоположному результату. После заявления о намерении предварительно увеличить количество продукции в стабилизационном фонде под управлением "Роснефтегаз", было произведено изъятие больших объёмов топлива с рынка. И опять возник дефицит продукции.
К увеличению экспорта - и соответственно, цен - привела ещё одна, сложившаяся ранее ситуация: значительная часть трубопровода "Транснефтепродукт" была заполнена отменённым дизельным топливом с высоким содержанием серы - и системе также пришлось ориентироваться на экспорт, чтобы освободить место для заполнения топливом стандарта "Евро-3".
Тонкие и прочные взаимосвязи в топливной промышленности привели к тому, что с увеличением производства дизельного топлива снизилось производство авиакеросина: запрещённый высокосернистый дизель начали разбавлять авиационным топливом для снижения процента содержания серы.
Это больше относится к мелким оптовикам, которые таким способом - приблизительно 20% на ёмкость - превращают летнее топливо в зимнее. При этом произошло повышение спроса и на авиакеросин. Но о дефиците этой продукции пока не было заявлено.
Ожидать ли стабилизации цен в таких условиях? Об их снижении речи не может быть совсем, а предыдущий неуклонный рост заставляет усомниться в том, что цены расти не будут. Кроме того, зима только началась: в перспективе непредсказуемых погодных и климатических изменений могут сложиться самые разные ситуации, обусловленные и факторами непреодолимой силы.