Можно спорить и обижаться, можно одобрительно кивать и поддерживать, можно долго размышлять и оценивать тот факт, что Украина отказывается признавать новые цены на газ от России, но одно следует признать сразу: предсказуемость такого шага Киева полная.
Действительно, сомневаться в том, что новая цена на газ будет категорически опротестована не приходилось.
Во-первых, у Киева за плечами практически весь мир, способный через систему международных судов бороться с действиями ?Газпрома?.
Во-вторых, украинский бюджет просто не готов к подобной сумме, так что даже теоретическое ?огромное желание заплатить? (которого нет и на 1%) может привести лишь к ?неплатежеспособному спросу?. Ну и в-третьих, перерасчет стоимости голубого топлива действительно выступил политическим инструментом давления на новую власть.
Детские торты SweetCraft на заказ с доставкой на дом: вкусно, красиво и удобно.
В Кремле прекрасно понимали, что делают и били не на экономический аспект ?больше заработать?, а на создание дополнительных ?болевых точек? в политическом диалоге.
Но есть еще один важный, очень важный момент, который на данном этапе может даже стать основным: дело идет к лету, когда потребление газа само собой сокращается, с ?Газпромом? можно ссориться не только Киеву, но и всей Европе, хотя российская газовая монополия не имеет возможности перейти на хранение сырья в подземных газохранилищах (ПГХ) ? они практически все принадлежат Украине и находятся на ее территории.
Если бы вопрос стоял исключительно в экономической плоскости спора, то Москва выглядела бы обреченной по всем пунктам: суд выиграть не удастся, переубедить Киев невозможно, а принять ?нулевой вариант? с прекращением поставок газов будет означать подорвать собственную экономию без ущерба для оппонента.
Вот только ?Газпром? опирается далеко не только на экономическую составляющую: политическая нестабильность на востоке Украины, где участие российского военного контингента не подтверждено только формально и только самой Россией ? это тоже рычаг, задействованный для переговоров и давления.
Ясно и то, что пока нет четкого сигнала к будущему изменению ситуации: Украина не просто согласно платить только по своей цене ? она ни при каких обстоятельствах не признает другую цену. Поэтому Россия явно намеревается в сложившейся ситуации ?предложить обмен?, варианты которого уже звучали: это может быть признание Крыма российским (почти нулевая вероятность), возможность трансформации страны в де-факто конфедерацию (тоже практически исключено), установление властной вертикали, согласованной с Кремлем (вероятнее, но тоже пока под большим вопросом) и т.д.
Ни один серьезный аналитик не назовет возможного сценария, при котором украинская сторона примет российские ценовые условия по газу: о подобном могут говорить политики ради электоральной поддержки, не более того.
Затягивать спор тоже смысла нет: тогда придется переходить с распрями в залы международных судов, которые не просто поддержат Киев, но и молниеносно создадут опаснейший для ?Газпрома? прецедент ?обратного давления?.
Старая цена, которую за голубое топливо платила ?Газпрому? Украина ? это практически ?золотая цена?, устраивающая Россию в полной мере. ? с этой точки зрения Москве не выгодно терять столь ?золотого клиента? из-за требований невыполнимого.