
На рубеже августа и сентября Украина предприняла попытку углубить сотрудничество в сфере атомной энергетики с ведущими американскими компаниями - Westinghouse и NuScale. Однако действия, предпринятые властями до сих пор, несколько увеличили препятствия на пути реализации амбициозных посылок подписанных меморандумов. Без изменения философии построения рынка электроэнергии американо-украинские инфраструктурные планы останутся на бумаге.
Новый импульс и старые проблемы
После смены правительства в Украине в 2019 году процессы вокруг атомной энергетики не внушали оптимизма. Тем интереснее результаты деятельности Президента Владимира Зеленского и руководства Энергоатома, отмеченные во время визита украинской делегации за границу на рубеже августа и сентября. Киев подписал два меморандума с лидерами американского ?ядра? - Westinghouse и NuScale Power.
Чтобы оценить последствия подписанных документов, необходимо вспомнить ключевые явления, происходящие внутри и вокруг ядерной энергетики Украины. Во-первых, четыре украинские атомные электростанции производят около 55% электроэнергии страны, а в периоды пикового спроса осенью и зимой эти цифры могут достигать 70%. Это очень большой процент ядерной энергетики - по этому показателю Украина занимает третье место в мире. Важным нюансом является то, что энергия атома является базовой энергией и не подлежит регулированию мощности в течение дня. ? именно дефицит возможностей маневрирования - явление, которое все больше беспокоит Украину.
Во-вторых, согласно проектной документации электростанции, в период 2030?2040 гг. Украина должна будет прекратить эксплуатацию 12 энергоблоков АЭС, а в 2041?2055 гг. Должны выйти из строя последние три энергоблока из-за аварии. истечение сроков операции. Конечно, такой сценарий сомнительный, и план ?Б? может предусматривать продление срока службы значительной части блоков и постепенный вывод из эксплуатации только некоторых из них. Вывод из эксплуатации - серьезное мероприятие, требующее времени (55?60 лет) и ресурсов (288 миллионов долларов США в случае блока ВВЭР-440 и 367 миллионов долларов США в случае блока ВВЭР-1000). Кроме того, есть проблема, связанная с обязательствами Киева по ?Зеленой сделке?, которые Украина в любом случае не может игнорировать.
В-третьих, рынок электроэнергии в Украине официально функционирует с 1 июля 2019 года. Однако это только начало рынка с множеством правил, ограничений и доминированием нескольких игроков, что открывает путь к широко распространенным злоупотреблениям и искажениям конкуренции. Энергоатом - оператор АЭС, в этой модели в основном играет роль гаранта низких цен для общества или удобного подрядчика для промышленных предприятий, принадлежащих олигархам. Это ограничивает возможности получения финансовой выгоды и ограничивает потенциал развития Энергоатома.
В-четвертых, идет процесс синхронизации Объединенной энергетической системы Украины (ОЭУ) с ENTSO-E, а с другой стороны, в последние два года возобновился импорт электроэнергии из России и Беларуси. Хотя ядерный сектор - лишь часть этого процесса, окончательный выбор курса ZSE очень важен для перспектив развития ?ядра?.
Наконец, в-пятых, давно известно, что атомная энергетика обладает огромным научно-техническим потенциалом. Предприятия, заводы и исследовательские центры отрасли являются одними из наиболее способных осваивать новые технологии. В некоторой степени возможное вливание крупных инвестиций в сектор атомной энергетики могло бы стать движущей силой развития украинской экономики.
Westinghouse - больше вопросов, чем ответов
31 августа во время визита Президента Украины в США в сопровождении делегации Минэнерго и руководства Энергоатома между Энергоатом и Westinghouse был подписан ?Меморандум о строительстве новых энергоблоков в Украине?. . Это должны быть реакторы по технологии AP1000. Согласно сообщению СМ?, планируется построить пять новых энергоблоков, первый из которых - 4-й блок на Хмельницкой ГРЭС, а остальные четыре - ?на других украинских АЭС?. Общая стоимость мероприятий, предусмотренных меморандумом, оценивается ?Энергоатомом? примерно в 30 миллиардов долларов США. Westinghouse в своем пресс-релизе дал гораздо меньше информации без указания стоимости инвестиций.
Технология AP1000 - единственная технология третьего поколения, сертифицированная Комиссией по ядерному регулированию США - помимо соответствия всем критериям безопасности, имеет для Украины преимущество маневрирования. Четыре блока AP1000 уже работают в Китае, еще два строятся в США. Вскоре после подписания меморандума в ?Энергоатоме? уточнили, что о блокировке существующих конструкций по проекту блоков 3 и 4 Хмельницкой АЭС, который был заморожен на 30 лет, не может быть и речи. Это должна быть конструкция ?с нуля?, потому что AP1000 несовместим с существующими в настоящее время конструкциями, которые будут использоваться, среди прочего, как склады при строительстве нового объекта. Ольга Кошарная - один из безусловных ведущих украинских экспертов по атомной энергии и член коллегии (консультативного органа) Государственной инспекции ядерного регулирования, считает, что с чисто технологической точки зрения использование технологии AP1000 в Украине имеет смысл. . Несмотря на это, он высказывает ряд сомнений в возможности реализации меморандума.
Во-первых, об источниках и финансировании проекта ничего не известно. ?Энергоатом? с большим трудом реализует текущие проекты по повышению безопасности электростанций, а более амбициозные инвестиционные проекты хромают. Трудно представить, что он сможет собрать средства для такого масштабного проекта. Во-вторых, у Westinghouse не лучшие результаты, и ее финансовое состояние находится под сомнением. Поэтому трудно предсказать, сможет ли американский партнер выдержать бремя такого долгосрочного проекта, который окупится быстрее всего через 10 лет. Этот аргумент также выдвигает Светлана Чекунова, которая специализируется на исследовании международных энергетических рынков и является экспертом Центра Разумкова в Киеве. В-третьих, согласно Закону о рынке электроэнергии выбор подрядчика для строительства генерирующих мощностей определяется на основе конкурса, а не меморандума. Тем более, что разрешения на строительство АЭС должны проходить дополнительные регулирующие ?фильтры?.
Вероятно, поэтому не были указаны конкретные сроки. Поэтому подписанный меморандум следует рассматривать не более чем как декларацию о намерениях. Символично, что ровно два года назад, с момента подписания меморандума с Westinghouse - 31 августа 2019 года - Киев подписал меморандум о сотрудничестве в области энергетики, обсужденный в американо-польско-украинских СМ?, который вскоре Киев дополнил. с письмом о намерениях с американской компанией на поставку из США через Польшу в Украину 8 млрд м3 СПГ. Сегодня уже известно, что из этого проекта ничего не выйдет, хотя шумиха вокруг меморандума в СМ? могла создать впечатление, что успех уже стал фактом. Меморандум Westinghouse напоминает ту историю, когда достойная и нужная цель оскверняется тем, как она достигается. Все это ясно указывает на то, что в случае с последним изданием в сотрудничестве с Westinghouse мы имеем дело больше с пиаристом и ?пропагандой успеха? лагеря президента Владимира Зеленского, а меньше - с фактическим запуском крупного инфраструктурного проекта.
NuScale - прогресс, но ...
В начале сентября в рамках визита украинской делегации в США ?Энергоатом? подписал Меморандум о сотрудничестве с NuScale Power для изучения возможности строительства АЭС NuScale в Украине. Согласно документу, американская компания заявляет о своей поддержке в области экспертизы технологии малых модульных реакторов (SMR), включая технико-экономическое обоснование, разработку сроков и предварительных результатов проекта, экспертизу затрат, технический анализ, получение лицензий и разрешений на операции, а также инженерные изыскания.
Проект SMR NuScale стал первым в истории проектом, получившим лицензию Государственной комиссии США по ядерному регулированию в июле 2021 года. Основы для сотрудничества с NuScale заложила государственная компания ?Научно-технический центр радиационной и ядерной безопасности Украины? при регулирующем органе, которая начала сотрудничество с NuScale в феврале 2020 года. Результатом этого сотрудничества является подготовка регулирующим органом нормативно-правовой базы для строительства и эксплуатации СМР в будущем. Регулятор медленно, но верно готовит почву для выдачи лицензии на строительство СМР. Открытие пути к углублению сотрудничества с NuScale в результате подписанного меморандума соответствует этой тенденции и, несомненно, является важным достижением Киева. Однако этот шаг следует рассматривать как посевной.
На этом фоне трещиной является деятельность Минэнерго, которая не очень способствует содействию этому процессу. Министерство откладывает принятие программы развития ядерной энергетики, которая должна была состояться в 2020 году на основе Концепции - текста, который министерство получило от "Энергоатома", но не утвердило. Без документов министерства невозможно будет создать условия для развития технологии SMR на Днепре.
Еще один интересный аспект в этом контексте - сотрудничество Энергоатома с другой американской компанией Holtec. В 2018 году Энергоатом подписал меморандум с Holtec, предусматривающий получение СМР лицензии на производство Holtec в Украине, строительство этих реакторов на Днепре, а также размещение их производства с возможностью создания обслуживающего хаба. другие страны региона. В июне 2019 года под прежним руководством компании, но уже под руководством В. Зеленского, Энергоатом сформировал консорциум с Holtec, который в течение двух лет должен был выполнить пять задач: анализ нормативной среды для функционирования SMR; анализ возможности строительства АЭС с блоками ВМР; подготовка данных, необходимых для технико-экономического обоснования; оценка соответствия критериям МАГАТЭ МСП и подготовка документов, необходимых для принятия на центральном уровне, позволяющих функционировать ММР в Украине.
Однако по состоянию на конец сентября 2021 года о результатах работы консорциума ничего не известно, и все сообщения на сайте Энергоатома, касающиеся Holtec, связаны с проектом хранения отработавшего ядерного топлива в Чернобыле или с проведением общих встреч с руководством компании. Американская компания. Это должно вызвать у американской стороны вопросы о последовательности Киева. Holtec и NuScale - де-факто конкуренты, с которыми Украина параллельно ведет переговоры о малых модульных реакторах.
Владимир Омельченко - директор энергетических программ Киевского центра Разумкова, не отрицая легитимности внедрения технологии SMR на Днепре, не видит перспектив, пока Украина не справится с изменением философии энергетического рынка. В основном речь идет об инвестиционном климате и создании реального рынка. В настоящее время специалист не видит шансов, что вложения окупятся.
Кадровые ?нюансы?
Кадровые реалии в отрасли создают катастрофический фон для реализации идей, содержащихся в меморандумах. Уже несколько месяцев говорят о росте влияния пророссийского депутата Андрея Деркача. По сообщениям СМ?, вся плеяда менеджеров Энергоатома, взявших на себя бразды правления после 2019 года, принадлежит орбите влияния Деркача: Петр Котин (президент), Якоб Хартмут (вице-президент), Олег Бояринц (руководитель отдела кадров) и Герман Галущенко (бывший вице-президент, ныне министр энергетики). Эти мнения подтверждают упомянутые выше эксперты - О. Кошарна и В. Омельченко.
От имени ключевого института нынешней системы правления - Аппарата Президента Украины куратором атомной энергетики является советник Президента Сергей Шефир. Как вы знаете, власти видят роль атомных электростанций как механизм, позволяющий населению поддерживать низкие цены на электроэнергию и промышленность на минимальном уровне - в основном это станции, принадлежащие олигархам Ринату Ахметову, Виктору Пинчуку и ?горю Коломойскому. Кошарна также утверждает, что компании сектора все чаще жалуются на новую проблему - требование платить 15-20% от стоимости заказов. Эти факторы - пророссийский настрой кадров, симпатия к олигархам и сигналы о принуждении компаний сектора к грязным финансовым операциям - полностью отличаются от деклараций, подписанных в Вашингтоне.
В. Омельченко также обращает внимание на то, что проблемы на рынке электроэнергии, которые усугубляют нынешние власти, могут иметь последствия в виде присоединения к российской системе ZSE, а не ENTSO-E. Катастрофическая подготовка к отопительному сезону, которая, вероятно, приведет к возобновлению импорта энергии из Беларуси и Российской Федерации, или задолженность на рынке и ручное регулирование цен - это факторы, которые могут отменить курс на интеграцию с ENTSO-E. Это полностью несовместимо с сообщениями, содержащимися в меморандумах.
На другом полюсе - регулирующий орган и отраслевые компании. Выработанные годами процедуры и механизмы, человеческий капитал, а также многолетние достижения вместе с вектором развития, закрепленным за предыдущим руководством Энергоатома, на сегодняшний день являются эффективной гарантией от возврата к курсу развития, угрожающему ядерной энергетике. Ключевую роль здесь играет регулирующий орган - Государственная инспекция ядерного регулирования (PIRJ). Это орган, в котором сидит ?ядерная элита? Украины. Орган заботится о соблюдении процедур и правил эксплуатации ядерной энергетики, включая вопросы безопасности. Также выдает лицензии и сертификаты. Отец Кошарна подчеркивает, что власти явно начинают беспокоить власти, потому что они не намерены выполнять чьи-либо приказы политического характера, которые не соответствовали бы принципам функционирования ?ядра?.
Эксперт считает, что в последние месяцы увеличился риск увольнения главы PIRJ Григория Плачкова. Если бы это произошло, это было бы очень серьезным сигналом о все более реальной отдаче от курса развития отрасли.
Нет видения
Грандиозные меморандумы и пресс-релизы властей относительно проектов развития украинской ядерной энергетики не идут рука об руку с буквой документов, определяющих курс развития отрасли. Ни Энергетическая стратегия Украины, ни проект Концепции долгосрочной государственной программы экономического развития атомной энергетики Украины не отвечают на стратегические вопросы о перспективах развития отрасли. Хотя Стратегия является более общим документом, и трудно ожидать от нее исчерпывающих данных, ?Концепция? и Программа должны четко определять рамки, в которых должна развиваться ядерная энергия. Только тогда можно будет полностью оценить реальность идей, содержащихся в упомянутых меморандумах.
Между тем, проект Концепции, который был подготовлен в декабре 2020 года, еще не утвержден регламентом GMU. Конечно, отсутствие Концепции - это автоматическое отсутствие Программы. Этот вакуум заставляет сектор развиваться в темноте, и нынешние политические ?ветры? играют в этом большую роль. Очень активную деятельность развивает Офис Президента Украины, который неоднократно издает указы с указанием направлений развития ядерной энергетики. Постановления касались, например, строительства двух энергоблоков Хмельницкой АЭС. Однако до утверждения Концепции и Программы все мероприятия будут довольно рискованными. Неизвестно, что насчет блоков, срок эксплуатации которых истекает после 2030 года, или в более широком смысле - мало что известно о параметрах экологизации украинского энергетического сектора в рамках Зеленой сделки.
В концептуальном дизайне объявляется, что можно выбрать один из трех сценариев (инерционный, стабилизирующий и расширенный), допуская различные варианты, например: вывод из эксплуатации атомных станций и их замена на другую генерацию, продление сроков эксплуатации отдельных частей атомных энергоблоков и строительство новых ядерных мощностей. Согласно проекту документа, наиболее желательным является стабилизирующий, который предполагает увеличение доли электроэнергии, идущей от атома, до 56-60% (с нынешних 53-55%). Поэтому мы выделили три основных направления в отношении ядерных мощностей: продление сроков эксплуатации существующих блоков, в том числе сверх запланированных сроков; строительство новых ядерных блоков и вывод из эксплуатации существующих с заменой их на блоки другого поколения. В проекте документа предполагается, что оптимальным решением будет вывод из эксплуатации примерно 4?5 ГВт ядерных мощностей в 2030?2040 годах - из существующих 13,8 ГВт. Однако такой подход к проблеме является лишь констатацией того факта, что Украина стоит перед дилеммой выбора долгосрочного пути развития ядерной энергетики.
В то же время Киев приостановил реальные меры по сокращению дефицита маневренности. Хотя BPU включил эту тему в один из своих указов от января 2021 года, конкурсы на новые возможности маневрирования, подготовленные предыдущим министром энергетики Ольгой Буславец (в статусе п.о.), были заморожены. Это говорит о том, что власти инициируют крупномасштабные инфраструктурные проекты, которые могут иметь смысл после выполнения многих критериев и только в долгосрочной перспективе, при этом игнорируя решение насущных проблем на ближайшие годы.
Подводя итоги
Украинская атомная энергетика имеет большой потенциал развития, который заблокирован патологиями на рынке электроэнергии и неблагоприятным инвестиционным климатом. Более того, власти пока не определили четкое видение долгосрочного места в энергосистеме страны этого сектора, что создает вакуум для реализации инфраструктурных проектов.
Несмотря на это, Киев в последнее время активизировался на международной арене, инициировав реализацию крупных инфраструктурных проектов. Меморандум о сотрудничестве с Westinghouse по новым атомным блокам в Украине выглядит как пустота конкретной и наспех подготовленной имиджевой кампании, а не как продуманный инвестиционный план. В меморандум NuScale по исследованию возможности строительства ВМР на Днепре содержится больше содержания и реализма, но это доказывает, что в лучшем случае это лишь начальный этап реализации проекта. Более того, успех обоих проектов будет возможен только после того, как мы справимся с системными недугами - прежде всего с патологиями рынка электроэнергии, найдем на нем правильное место для АЭС и создадим благоприятные инвестиционные условия.
Между тем у нынешней власти совсем другие устремления, которые не уменьшают, а многократно преумножают препятствия в реализации проектов с американскими компаниями. Ядром этой деятельности является ?ручное? управление рыночными механизмами с общей целью - обеспечить низкие цены на электроэнергию для общества и исказить конкуренцию в других сегментах рынка. Такой подход делает невозможным реализацию амбициозных предположений, содержащихся в меморандумах.
Размещение ядерной энергии как гаранта популистских действий и услуг для крупного бизнеса настолько деформирует рынок, что ставит под угрозу прозападный курс в развитии ZSE и ее интеграции с ENTSO-E. На этом фоне вызывает беспокойство усиление пророссийского влияния в атомной энергетике во время правления В. Зеленского, что противоречит заявлениям президента о западном векторе. Через два-три года либо кадры, связанные с пророссийским А. Даркачем, должны уйти в отставку, либо энергетические проекты, в том числе ядерные, потерпят неудачу, углубляя интеграцию с Западом.