Белый дом объявил в среду, что шантажирует санкции двух высокопоставленных министров правительства Турции в споре о заключенном в тюрьму американском пасторе, усиливая напряженность между союзниками по НАТО, что может привести к серьезной конфронтации.
Пресс-секретарь Белого дома Сара Хукаби Сандерс заявила, что США санкционируют министра юстиции Абдулхамита Гюля и министра внутренних дел Сулеймана Сойлу, обвиняя обоих в том, что они играют ведущие роли в продолжающемся задержании Эндрю Брансона.
Турция, ключевой союзник по НАТО, пообещала принять ответные меры, предваряя бурный путь для отношений между Вашингтоном и Анкарой.
?Мы не будем признавать этот тип угрожающего языка?, - сказал журналистам в столице Турции в среду президент Реджеп Тайип Эрдоган.
?Мы не можем согласиться с тем, что Америка встает, особенно с евангелистом, сионистским менталитетом и использует этот язык, наполненный угрозой?.
Кто такой пастор в центре спора?
Столкновение сосредоточено вокруг Брансона, 50-летнего американского гражданина и евангелического пастора, первоначально из Северной Каролины, который служил в небольшой пресвитерианской конгрегации в турецком городе ?змир. Брансон прожил в Турции 23 года, но почти два года был задержан по обвинениям в шпионаже и терроре, за которые он мог потенциально столкнуться всю оставшуюся жизнь в тюрьме.
Турция обвиняет Брансона в связях с Фетхуллахом Гюленом - американским турецким клириком, чья сеть Анкара говорит о неудавшейся попытке государственного переворота против Эрдогана в июле 2016 года. Брансон также обвиняется в связях с Рабочей партией Курдистана, боевой группой, которая были заперты в мятеже против турецкого государства на протяжении десятилетий.
Брансон - всего лишь один из 20 американских граждан, которых преследовали в результате массового турецкого правительственного разгона с момента попытки государственного переворота.
Администрация Трампа рассматривает обвинения политически мотивированными, и его дело неоднократно поднималось с Анкарой, в том числе в результате звонка между Трампом и Эрдоганом. Трамп неоднократно выступал в защиту Брансона, называя его ?невиновным человеком веры?, который ?должен быть немедленно освобожден? - угрожая санкциями против Турции, если он не соблюдает.
США ожидали, что пастор будет выпущен 18 июля. Вместо этого на следующей неделе его перевели из тюрьмы на домашний арест по поводу проблем со здоровьем. Санкции - это заявление о том, что терпение администрации Трампа по этому вопросу закончилось, сказал Фади Хакура, глава проекта Турции в лондонском аналитическом центре Chatham House.
?Решение администрации Трампа наложить санкции против двух старших министров было действительно выстрелом в лук - предупреждение, что этот вопрос действительно может перерасти в более серьезную конфронтацию между союзниками по НАТО?, - сказал он VICE News.
Почему пастор важен для Турции?
Аналитики полагают, что реальная ценность Брансона для Анкары - это торгах - пешка в попытке подтолкнуть Вашингтон к тому, чтобы передать Гюлена, основателя Пенсильвании, чья экстрадиция давно искала его предполагаемую роль в перевороте. Турция также заинтересована в освобождении Хакана Атиллы, исполнительной власти с турецким государственным Халкбэком, который отбывает срок в США за нарушение санкций в отношении ?рана, сказал Хакура.
Но он сказал, что Эрдоган сделал ?грубый просчет? в попытке использовать пастора в качестве козыря, что является отражением боевого мышления президента Турции.
?Эрдоган переиграл руку, и этот козырь теперь превратился в серьезную ответственность?, - сказал он. ?Турция не может позволить себе стать свидетелем ухудшения своих отношений с Вашингтоном по поводу тривиального вопроса, такого как это, именно в то время, когда турецкая экономика находится на канатах?.
Он считал, что в краткосрочной перспективе Эрдоган твердо проявит себя в отказе удовлетворить требования США, дойдя до своего отказа от своих политических преимуществ дома, прежде чем в конце концов попытается исправить отношения.
Почему проблема важна для администрирования Trump?
Кажется, что смесь личного и политического играет в подходе администрации Трампа к противостоянию.
Бедствие евангельского христианина, ошибочно заключенного в мусульманскую страну, - это история, которая оживляет евангельскую базу Трампа, сказал Хакура.
Вероятно, это также случай, когда он загоняет Трампа и окружающих. Вице-президент Майк Пенс, сам евангельский, также вокал о ситуации Брансона, плавая за возможность санкций в речи 26 июля, после чего Трамп повторил угрозу в Твиттере.
Привлечение домой американцев, находящихся за границей, также было признаком внешней политики Трампа. Его администрация контролировала возвращение египетско-американского помощника Ая Хиджази в апреле 2017 года; Американский Caitlan Coleman, ее канадский муж и их трое детей, родившихся в то время, когда их держали похитители в Афганистане в октябре 2017 года; и трех заложников из США в Северной Корее в мае. Вероятно, он хочет продолжить успешную работу, обеспечив освобождение Брансона.