
«Секретные кредитные контракты Китая показывают его влияние на страны с низкими доходами». Это был заголовок Financial Times в новом отчете, опубликованном в прошлом месяце: «Как Китай предоставляет кредиты: редкий взгляд на 100 долговых контрактов с иностранными правительствами».
Публикация, в которой проанализирована база данных о 100 китайских кредитных соглашениях с 24 странами, 47 процентов из которых относятся к 10 африканским странам, вызвала чрезмерную напряженность как у ученых, так и у средств массовой информации. Большинство СМИ, от FT до Reuters до Al Jazeera и Quartz, сосредоточили внимание на «секретности» как на ключевом вопросе, который вытекает из данных.
Но хотя мы понимаем, почему «рассказ о секретности» может быть привлекательным для авторов заголовков и журналистов, если подумать, он отвлекает и в конечном итоге бесполезен как для заемщиков, так и для людей, действительно пытающихся понять отношения между финансовыми учреждениями Китая и другими странами.
Почему? Две основные причины.
Во-первых, авторы отчета заявляют, что ключевым аспектом китайских контрактов является то, что они содержат «необычно далеко идущие» положения о конфиденциальности. Мы считаем, что это несколько неверное сообщение для заемщиков и граждан в странах-заемщиках.
В китайских контрактах в базе данных четко указано, что положения о конфиденциальности подчиняются национальным законам, и, действительно, само существование базы данных подтверждает подчиненность. Сами авторы дают понять, что все контракты получены из открытых источников. Это предполагает определенный уровень прозрачности и согласуется с нашей собственной работой, поскольку китайские соглашения с другими странами во многих областях подчиняются национальным законам. На языке разработки это называется уважением к «собственности страны».
Камерун является примером того, как национальное законодательство может обеспечить прозрачность кредитных соглашений, независимо от того, чего может желать кредитор. Страна не только является источником почти 25 процентов контрактов в этой базе данных, но, как наши коллеги объяснили в отчете за 2019 год, она также опережает многие другие страны в оценке качества и эффективности китайских займов и займов других стран. гранты. Страна также имеет средний рейтинг в индексе прозрачности долга, разработанном нашей фирмой в 2021 году и охватывающем 20 африканских стран.
Это предполагает, что вместо того, чтобы сосредотачиваться на Китае в целях прозрачности, страны-заемщики могут действительно захотеть посмотреть друг на друга, включая Камерун, чтобы узнать, чему они могут научиться.
Еще один момент, к которому следует проявлять осторожность, - это утверждение отчета о том, что положения о запрете на участие в Парижском клубе исключают китайские долговые контракты из многосторонних соглашений о реструктуризации долга. Как и авторы отчета, мы полностью согласны с тем, что способность стран вести переговоры о реструктуризации долга имеет жизненно важное значение. Однако мы не делаем такого же вывода из этого пункта.
В статье говорится о том, что заемщик не требует от кредитора «сопоставимые условия, которые указаны или могут быть указаны в соглашениях с другими кредиторами». По сути, это не исключение, а иллюстрация различных условий, в которых может применяться этот пункт. И тому есть свидетельства. Rhodium Group ранее собрала несколько примеров реструктуризации китайских займов как до, так и после реструктуризации других кредиторов.
Наша вторая и, возможно, самая важная проблема, связанная с повествованием о «секретности», заключается в том, что он отвлекает от реальной ценности базы данных. При правильном использовании эта база данных может быть невероятно полезной для вооружения заемщиков дополнительной информацией, чтобы требовать большего от всех в своих будущих контрактах - от Китая и других кредиторов.
Проблемы, которые, как мы знаем, должны волновать заемщиков, выходят далеко за рамки секретности.
Например, заемщики и их граждане заинтересованы в достижении более низких процентных ставок, более длительных льготных периодов и сроков погашения долга. В отчете услужливо собраны различные возможности, хотя они не были отражены в сообщениях СМИ. Тем не менее, что также было бы полезно собрать с учетом контекста, в частности для африканских стран, которым для достижения целей ООН в области устойчивого развития необходимо создавать 15 миллионов новых рабочих мест каждый год, это показатели по ряду других областей.
Например, участвующие в переговорах правительства должны иметь возможность отстаивать максимальное использование местной рабочей силы и содержания в контрактах, а также самые сильные экологические условия, чтобы обеспечить самое зеленое будущее для молодых граждан. Будущим исследователям было бы полезно изучить детали контрактов в этих областях. Один из ганских контрактов, например, содержит пункт о том, что 30 процентов стоимости контракта должно быть потрачено на местные товары и 30 процентов местной рабочей силы будет использоваться.
Другой пример такого недостатка с точки зрения заемщика - это интерпретация специальных счетов условного депонирования. Они используют финансирование от сырьевых товаров для непосредственной оплаты инфраструктур. Они часто предлагаются странами-заемщиками, которые сталкиваются с ограничениями в отношении потолка долга.
Таким заемщикам необходимо творчески работать, чтобы получить финансирование, необходимое для развития. Однако в отчете счета условного депонирования довольно единообразно трактуются в негативном свете. Тем не менее, мы понимаем, что эти типы контрактов могут сильно различаться. Некоторые из них фактически обеспечивают буферы на случай падения или нестабильности цен на сырьевые товары, о которых было бы очень полезно знать и понимать другим заемщикам.
Мы горячо приветствуем эту новую базу данных по кредитным контрактам. Следует похвалить авторов за их усилия, и мы искренне надеемся, что база данных будет расти.
Конечно, другие кредиторы - Парижский клуб, Всемирный банк и МВФ - интересуются условиями кредитов из Китая и обеспокоены тем, что они не могут участвовать в переговорах по контрактам с Китаем и другими кредиторами.
Новая база данных содержит обширные данные, которые можно использовать для обучения и информирования, предоставляя возможность правительствам-заемщикам вести переговоры о столь необходимых ссудах на инфраструктуру и другие общественные блага, которые могут иметь огромные преимущества и повлиять на жизнь граждан. Новую базу данных необходимо перепрофилировать и проанализировать на предмет проблем, которые действительно важны для заемщиков и их граждан.