По мнению авторитетных финансовых аналитиков, большинство жителей России не умеют правильно расходовать деньги и надолго планировать семейный бюджет. Именно поэтому многие из них берут совершенно ненужные кредиты, которые потом не в состоянии погасить.
Сотрудники агентств, проводящих социальные опросы, утверждают, что около 31% россиян никогда не занимаются планированием собственных финансов, а количество тех, кто рассчитывает свои расходы менее чем на месяц, составляет 37%. В итоге почти семьдесят процентов заемщиков не думают о том, как они будут рассчитываться с банками и погашать взятые кредиты.
Как правило, банковские организации требуют, чтобы регулярные выплаты по займам не превышали пятнадцати процентов дохода. Эксперты считают, что именно эту сумму люди могут погашать без особых проблем и усилий.
А вот уже больший процент не всякому заемщику по силам. Кроме того, в жизни любого человека могут возникать различные форс-мажорные обстоятельства, еще больше увеличивающие риск невозвращения долга банку.
Безусловно, многие из клиентов думают о том, как быстро заработать деньги, чтобы рассчитаться с кредитором. Но, к сожалению, далеко не у всех это успешно получается. Поэтому долг повисает тяжким бременем на плечах заемщика, причем не на один год.
Почему люди не платят банкам вовремя?
Эксперты делят должников на несколько групп. К первой относятся «забывчивые» клиенты, которые, как правило, погашают просрочку в течение нескольких дней (недель) после напоминания банка.
Во вторую входят именно те люди, которые не умеют планировать свои расходы (у них чаще всего и возникают непредвиденные финансовые обстоятельства). Этих заемщикам специалисты дали имя «проблемных».
Третью группу составляют так называемые «экспериментаторы», которые пытаются прощупать кредитора и попробовать его «на зуб» (что им может грозить в случае неуплаты?).
Существует и четвертая группа должников — это «намеренные неплательщики», которые мошенническим путем берут кредит, изначально не собираясь возвращать его банку. Такие аферисты идут на различные уловки и правонарушения, причем зачастую фальсифицируют документы.
Абсолютное большинство должников относятся к первой и второй категориям. Зная эту статистику, банковские организации разработали несколько способов оповещений. Заемщики получают напоминания в виде SMS-сообщений, звонков на мобильный телефон, писем на электронную почту.
Но вот с подробным разъяснением условий договора в банках намного сложнее. Далеко не каждый заемщик точно знает, как насчитывается процент и чем ему грозит несвоевременное погашение кредита. Банковские сотрудники редко разъясняют своим клиентам возможные последствия просрочки.
В результате человеку, подробно не изучившему условия контракта, насчитываются штрафы и дополнительные проценты, которые становятся неожиданным сюрпризом, еще больше увеличивающим бремя кредита.
Поэтому в интересах заемщика будет тщательное ознакомление с каждым пунктом договора — только в этом случае можно избежать недоразумений с банком и непредвиденных финансовых потерь.