?нтернет пестрит объявлениями о наборах на курсы актерского мастерства. ?х предлагают и театральные школы, и всевозможные обучающие центры. Кто и зачем идет на эти курсы, и сколько стоит в Москве стать ?актером?, выяснил наш корреспондент Максим Шилин.
Школа или курсы
Собственно, не профессиональных школ актерского мастерства для взрослых в Москве практически нет. Школа при мим-театре ?За двумя зайцами? и недавно открытая школа-театр Сергея Базарова ? вот, пожалуй парктически, и все. В основном же театральные курсы организуют различные образовательные центры, школы имиджа и т.д.
Театральные школы отличает, прежде всего, более продолжительный и основательный подход к обучению. Например, актерская школа ?За двумя зайцами? предлагает двухгодичные курсы, по окончании которых студент может быть зачислен в труппу театра.
- Все нынешние актеры нашего театра проходили обучение у его руководителей ? Валерия и ?рины Зайцевых, ? отмечает заместитель директора по связям с общественностью мим-театра ?За двумя зайцами? Ольга Соколова.
Кроме того, в школах преподают весь арсенал актерских умений ? от психологического раскрепощения и речевой подготовки до вокала и хореографии.
Обучающие центры предлагают в основном краткосрочные курсы ? 1-3 месяца, в течение которых студенты осваивают начальные актерские навыки, причем, именно те, которые могут пригодиться в повседневной жизни. Сюда могут входить, например, умение избавляться от психологического зажима, основы импровизации ? для быстрого принятия решений и способности ориентироваться в нестандартных жизненных ситуациях, рече-голосовая подготовка.
Стоимость обучения на актерских курсах в Москве зависит от их продолжительности. Месячный курс, как правило, включает себя восемь занятий по два часа. Средняя стоимость ? 4-5 тыс. рублей.
От недостатка общения
Возрастных ограничений на актерских курсах нет ? берут и детей, и пенсионеров. Многие образовательные центры организуют специальные детские курсы, а у того же театра ?За двумя зайцами? есть своя детская театральная школа ?Розовая страна?.
Во взрослые группы принимают студентов от 16-18 лет, однако, средний возраст основной массы учащихся ? 25-35 лет. Встречаются и возрастные студенты ? 40-50 лет ? но их немного.
У каждого возраста свои мотивы для обучения. Детей отдают учиться для общего развития, молодежью руководят амбиции и надежды на актерскую карьеру, зрелая аудитории преследует практические цели. ? Помимо актерской школы, у нас есть краткосрочные курсы актерского мастерства.
На них приходят в основном взрослые, в чем-то уже состоявшиеся люди, которым недостает каких-то конкретных навыков для успешного продвижения в профессии или вообще в жизни. У кого-то, допустим, работа связана с общением, с презентациями, с публичными выступлениями, а человек испытывает боязнь, проблемы с коммуникацией.
Мы выслушиваем его и выстраиваем методику обучения, помогаем раскрепоститься, избавиться от комплексов, ? поясняет Соколова.
Еще один распространенный мотив среди взрослых ? творческая нереализованность. ? У взрослых людей нет амбиций стать профессиональными актерами, но у многих есть творческий потенциал, который они не реализовали в молодости, и не могут реализовать сейчас ? в работе и в повседневной жизни.
Возьмите, к примеру, банковского служащего: человек имеет дело с ценными бумагами, с цифрами ? ему даже противопоказано ?творить? в работе. Между тем, в нем скопилась творческая энергия, которая требует выхода. Актерские курсы дают возможность сделать это, ? говорит менеджер центра обучения ?Решение? Наталья Никитина.
Одиночество и недостаток общения в жизни также многих побуждает записываться на актерские курсы. Здесь люди находят новых друзей, единомышленников, в кругу которых ?раскрываются? и эмоционально освобождаются.
? Часто наши студенты говорят, что актерские курсы качественно изменили их жизнь. Случается, что на занятиях они находят не только новых друзей, но и свои вторые половинки, ? добавляет Никитина.
Народные и заслуженные в учителя не годятся
Преподаватели актерских курсов ? как правило, студенты Московской академии театра и музыки или актеры городских театров. Например, в центре ?Решение? курс ведет одна из молодых актрис Театра им. Пушкина Ольга Белоброва. В ?Образе? также преподают молодые актеры из ?Пушки?.
? Если преподаватель ? действующий актер, это всегда плюс для школы. У нас, например, в стоимость обучения входит посещение постановок пушкинского театра, и студенты могут увидеть своего учителя в ?деле?. Авторитет и доверие к такому преподавателю выше ? ученики понимают, что это востребованный актер, не случайный человек в профессии, ? говорит Никитина.
С другой стороны, преподаватель вовсе не обязательно должен быть действующим актером. Далеко не все, кто заканчивает Академию, потом работают в профессиональных театрах. Однако от этого они не перестают быть профессиональными актерами. В свою очередь, не каждый актер, даже действующий, может преподавать.
? Главное, чтобы у человека в принципе было профессиональное актерское образование, и при этом еще и педагогический талант. Таких найти очень сложно. Кроме того, у него должно быть стремление обучать других, он должен быть подвижным и открытым.
Нас, например, часто спрашивают, почему мы не приглашаем преподавать заслуженных, народных артистов. Так ведь им самим этого не нужно, соответственно, они не смогут никого ничему научить, ? утверждает руководитель театральной школы ?Образ? Анастасия Гуртовая.
Для студента важно найти еще и ?своего? педагога ? не просто профессионала, а учителя, с которым будет комфортно и интересно осваивать актерское мастерство. Для этого нужно прийти на так называемое пробное занятие ? начальный бесплатный урок, на котором человек может оценить преподавателя и понять, нужны ли ему вообще актерские навыки.