Финансовый кризис, как и любое другое глобальное и всеохватывающее экономическое явления, вызвал переформатирования потребительских отношений, инвестирования и сбережений. В той или иной мере это затронуло все устои экономических поведения и привычек, однако если в самом начале четкой тенденцией были страх и паника, то теперь их вытеснили рационализация в затратах и умеренность в личных аппетитах. К тому же с шашкой и наголо бросаться в любую сферу деятельности любого бизнеса, ожидая при этом манны небесной и громадных процентов сегодня уже не рискнет никто.
Только исходя из такой предпосылки мы можем правильно оценивать происходящее в риелтерстве столицы России, когда москвичи предпочитают приобретать недвижимость на периферии, отдавая ей предпочтение перед жильем московским. Чем же именно новостройки Подмосковья привлекли к себе инвестиционное внимание столичных жителей, наверное, может быть загадкой только от тех, кто удален от Москвы на весьма значительные расстояние и географически, и экономически в плане личных финансов. Сами москвичи и до кризиса замечали ножницы цен на жилье на периферии, однако потребность рационализировать затраты остро не стояла и скорее ассоциировалась со скупостью, но кризис заставил считать деньги и затраты активнее.
При чем, не безосновательной есть мысль, что описанная тенденция только набирает размахов. В подтверждение этого выступает и факт ускорения темпов роста цен, впервые с этого лета, на периферии. Косвенно это подтверждает и факт «аполитичности» цен на вторичном рынке самой Москвы, когда с приходом Ресина и уходом Лужкова сами цены никак не захотели реагировать.
Еще несколько лет назад, в докризисные времена, перед редкой московской семьей мог стать вопрос: выбрать старое захолустье в сравнительной близости к центру столицы или качественный новострой на периферии или в Подмосковье. По определению, по умолчанию любое жилье в сознание и обывателя, и специалиста должно было неизменно подниматься в своей цене, но вот скорость изменения прочно связывалась с привязкой как раз к центру: чем ближе – тем быстрее, при чем зачастую – быстрее в квадрате.
Зато уже сегодня в этом кроется и еще один ключевой и малозаметный фактор, дополнительно сдерживающий рост цен на вторичку Москвы не в пример новостроям периферии: балласт «запасных» квартир в условиях острой финансовой недостачи их владельцев и кредитной лихорадки с приставкой «анти» вынуждает идти на глубокий и осмысленный пересмотр своих владений: так ли нужно иметь, пусть и весьма ликвидный, актив на непредвиденное завтра, когда уже сегодня непогашенные кредиты и прочая совокупность проблем перекрыла кислород достаточно, чтобы засуетиться?
Заметьте, с новостроями, и тем более новостроями периферии, такой вариант развития событий не возможен – и теоретически, и физически. А значит если в первом случае есть что «выбросить» для продажи на рынок и увеличить предложение, то во втором фактор перепродажи имеет минимальное значение, включая нулевое в некоторые точки времени.
И найти видимые, обозримые причины, которые изменили бы ситуацию не то что бы в корне, но хотя бы в принципе, в трезвом уме и здравой памяти – нельзя.