Одним из наиболее ощутимых отголосков финансового кризиса в России стал внушительный удар по рынку недвижимости и риэлтерских услуг, в частности – по агентствам недвижимости практически в каждом регионе страны.
В период, предшествующий финансовому кризису, в стране производилось активное строительство, сформировался довольно высокий спрос на объекты недвижимости, что повлекло создание множества риэлтерских фирм. И с наступлением кризисного периода для многих компаний, работающих в этом сегменте рынка, наступило крайне сложное время «выживания» .
Принцип рентабельности любого агентства недвижимости весьма прост: стабильный доход населения формирует высокую покупательскую активность и, следовательно, рост числа клиентов риэлтерских компаний, устойчивую позицию таких организаций на рынке. Финансовый кризис повлек за собой снижение потребительской активности в сфере приобретения недвижимости, что стало причиной снижения количества сделок и сильного оттока клиентуры с рынка риэлтерских услуг.
При этом плата за содержание помещений и коммунальные услуги, арендные платежи, налоги, заработная плата остаются постоянными расходами компаний, а повышать цены на свои услуги в условиях финансового кризиса и снижения спроса нецелесообразно. В связи с этим, в условиях финансового упадка, агентствам недвижимости приходится прибегать к оптимизации расходов и сокращению своих постоянных затрат.
В условиях сложившийся экономической ситуации, вынужденного сокращения затрат меньше всего шансов на выживание остается у мелких, недавно появившихся или непрофессиональных компаний. Эксперты полагают, что крупным и средним компаниям с устоявшейся прочной репутацией будет легче пережить кризис, так как они имеют больший запас прочности.
Одной из тех радикальных мер, которые позволяют компаниям оставаться на плаву является сокращение штата сотрудников. Такую политику «антикризисной выживаемости» вынуждены были выбрать для себя многие агентства недвижимости в Ростове-на-Дону, Самаре, Новосибирске, Архангельске и других крупных городах.
Как правило, любая компания начинает сокращение штата с должностей низшего уровня либо ликвидации дополнительных офисов. Руководство многих организаций полагает, что секрет прибыльности компании не в большом количестве работников, а в качестве оказываемых ими услуг, в профессионализме каждого отдельно взятого сотрудника. Именно поэтому в условиях финансового кризиса растут требования к профессионализму работников.
В связи с этим под сокращение часто попадают новички, не успевшие еще набраться достаточного опыта и создать себе твердую репутацию. Кроме того, существует еще тенденция так называемого «естественного» сокращения количества сотрудников, когда риэлтеры, работающие по сдельной системе оплаты труда (то есть получающие процент от каждой сделки), в условиях уменьшения количества клиентов уходят сами.
Однако нужно заметить, что такую тенденцию естественного оттока сотрудников руководство агентств недвижимости не расценивает как негативную, полагая, что в таком случае в компании останутся лишь настоящие профессионалы своего дела.