
Итак, у Вас есть помещение. Если Вы им не пользуетесь, то при этом все равно приходится его контролировать, поддерживать в нормальном состоянии, оплачивать коммунальные платежи или постоянно тратить время на периодически меняющихся арендаторов. Вот тут и появляется желание его продать. Но как это сделать?
Вариантов много. В первую очередь необходимо выяснить, готов ли пакет документов на данный объект к продаже и регистрации на другое лицо. Значение имеет каждая мелочь - где находится помещение (возможно, это объект культурного наследия), технические характеристики (электрическая мощность, санитарные нормы, наличие канализации, туалетов, специфического оборудования, пожарный выход), срок выдачи плановых документов (кадастровый паспорт, заключение БТИ) и, конечно, самое главное - свидетельство о собственности.
Определившись с ценой, можно выставлять объект на продажу. Можно дать объявление в газету, специализированные журналы, разместить объявления в интернете, но нужно быть готовым к многочисленным звонкам и большой потере времени из-за показов и встреч, так как коммерческая недвижимость - объект специфический.
Вообще, продажа нежилых помещений от собственника - дело трудоемкое. И если нет времени или желания заниматься этим вопросом, всегда можно обратится к профессионалам. Для этого нужно найти серьезное агентство недвижимости, не стоит обращаться к частным лицам - у них небольшая база данных и, как правило, практически нет опыта.
По отзывам, по рекомендациям друзей, по имиджу фирмы постарайтесь подобрать серьезное, а лучше профильное агентство, которое много лет на рынке и готово предоставить гарантии.
Теперь о деньгах. Прежде чем настаивать на своем предложении, проведите мониторинг похожих, посмотрите как давно продается помещение, в каком оно состоянии, сравните насколько выгодно Ваше предложение для участников рынка.
Также стоит определить категорию покупателя. Если Вы продаете киоск на рынке, у Вас будет определенная целевая аудитория, а если торговый центр, то совершенно другая, к которой нужен абсолютно другие подход и реклама.
В любом случае, даже если у Вас есть юрист и риэлтор, когда потенциальный покупатель заинтересуется Вашим помещением, больше всего он захочет пообщаться с собственником. После всех показов, согласований и прочих нюансов, имеет смысл встретится с заинтересованным человеком и осудить главные вопросы - цена и сроки.
Каждый предприниматель при любом разговоре пытается договориться об условиях, которые ему будут выгодны. Поэтому при разговоре он будет пытаться максимально снизить цену и документально себя обезопасить. Лучшим выходом в этом случае будет пойти ему навстречу, но хитро.
Стоимость можно несущественно уменьшить, а если денег все равно не хватает, предложить взять коммерческую ипотеку - сейчас это довольно удобная услуга для платежеспособных людей. Если человек действительно заинтересован в покупке данного помещения, он обязательно воспользуется всеми возможностями, которые есть на данный момент.
Далее нужно составить предварительный договор и, желательно, взять аванс или задаток - это гарантирует серьезные намерения покупателя.
После Ваши действия сможет направить грамотный юрист, опытный риэлтор или сотрудник банка, который обслуживает Вашего партнера по сделке.