
Сегмент недвижимости прекрасно отражает действиями внутри него основные реальные ожидания граждан от ближайшего будущего в экономике. Судить о причинно-следственной связи слишком поверхностно в сегменте жилья нельзя, но все же как минимум следует рассмотреть текущие тенденции и попытаться ответить на вопрос о том, какое жилье россияне предпочитают в 2016 году.
Во-первых, двойственная ситуация наблюдается в сегменте элитки: из-за жестких санкций со стороны зарубежных стран ряд обеспеченных россиян вынуждены пересматривать свои планы на дорогие заграничные особняки, обустраиваясь дома.
В противовес этому многие бизнесмены, которые не особо приближены к власти, больше опасаются сложностей внутри страны, а не за ее пределами. Пока эти две группы весьма взаимовыгодно друг для друга компенсируют свои спрос и предложение.
Во-вторых, ипотечное кредитование в 2016 году сбавляет обороты, банкиры видят повышенные риски и опасаются давать деньги на длительные сроки. А россияне финансово не готовы в полной мере обеспечивать спрос на жилье за счет собственных, а не занимаемых ресурсов.
В-третьих, страна окончательно попрощалась с «гигантоманией» загородной недвижимости: если с началом кризиса осознание дороговизны содержания больших домов и резиденций стало новой реальностью, то по итогу прошедших месяцев 2016 года окончательно ясно, что гигантомания никем не востребована.
Зато популярны дома из бруса, бюджетные вариации комфортных двухэтажных таунхаусов и т.п. Излишний шик стал по-настоящему излишним.
Ну а далее – те тенденции, которые прекрасно знакомы и по предыдущим годам: однокомнатные квартиры «наступают» на остальные ниши, спрос на первичку привычно относят к «отложенному», а эконом-класс становится безальтернативным везде, кроме разве что Москвы.
Россияне выбирают то жилье, которое они банально могут себе позволить. Жилье сегодня может только дорожать: девальвация рубля идет упорно уже несколько месяцев и тянет на рекорд, операции с валютой усложняются как в силу внешних факторов (в первую очередь – из-за ограничительных мер для ряда банков со стороны Visa и MasterCard), так и внутренних, так что ценовой рост в рублях неизбежен.
Отложенный спрос предыдущих периодов – это серьезное давление на спрос в текущем году. Правда, роста активности покупателей жилья от этого не будет, зато спад значительно ослабнет, особенно – в пиковых точках.
Еще один важный аспект – это банковские залоги по уже выданным ранее кредитам. Здесь ситуация не равномерна: к примеру, в Сочи завышенный оптимизм ожиданий толкал людей смело брать под залог имеющегося жилья кредиты, веря в скорую максимальную отдачу от Олимпиады.
Последняя подобных надежд не оправдала, отбить кредиты мало у кого выходит, но и банки не спешат изымать залог: при столь массовом изъятии цены на такое имущество упадут, хотя покупателей это все равно особо не привлечет.
Пока у банков страны такое большое количество заложенных объектов недвижимости, развитие ипотеки будет пробуксовывать. Но неопределенность экономической ситуации накладывается на значительную политическую нестабильность, а потому пока о переменах к лучшем говорить не стоит.