Кризис, больно ударивший по всей недвижимости без разбора, некоторым образом затронул и такой предельно устойчивый к потрясениям сегмент, как недвижимость Москвы.
? все же, ?недвижимость столицы упадка не боится?, поэтому возвращение темпов строительства отмечается еще и значительными рекордами для последних пяти лет: бизнес-класс и бюджетные варианты, деловые застройки и жилые кварталы ? развивается все.
Новая Москва стала ?спусковым крючком? для активизации процессов строительства: теперь уже окончательно получен ответ на вопрос о статусе ряда территория Подмосковья. Переезд ?города чиновников?, формирование деловых кварталов там, где раньше было принято видеть исключительно пространств для ?спальных районо?, развитие инфраструктуры для транспорта дали шанс не просто раздвинуть границы мегаполиса, но сделать это эффективно.
Загородный сегмент вырвался вперед, даже несмотря на быстрый рост своих конкурентов. Но здесь все совсем просто: если элитка ограничена по предложению вопреки любой динамике спроса, то загородные участки под Москвой еще только предстоит довести до этой точки. А сделать это будет сложно даже за десятилетие сверхактивной застройки.
Как итог, цены на таунхаусы в Подмосковье держатся без удорожания, имея стабильный спрос и постоянный приток новых девелоперов. Единственное, в чем компромиссы терпеть никто не согласится ? так это в низком качестве таунхаусов, ведь для России подобный формат жилья является не категорией ?эконом, а категорией как минимум ?выше среднего?.
В ближайшие год-два столичное строительство будет в ударе, оно будет проходить пиковую фазу развития. Но если власти не обеспечат надлежащей инфраструктурной поддержки, если не будет предусмотрен комплексный подход к социальному развитию новых территорий, то рано или поздно начнутся значительные трудности и осложнения, вынуждающие резко приостанавливать столь успешный темп сегодняшнего дня.
Что уже предпринимается для сохранения ударного строительного позитива? В первую очередь, мэрия лоббируют проекты как надземного, так и подземного метро, позволяющего соединять между собой города Подмосковья без автотранспорта. Во-вторых, ставка на общественный транспорт в Москве ? достаточно эффективное решение, улучшающая не только проходимость дорог, но и разгружающая вечно забитые столичные парковки.
К слову, о парковках. Подземные и надземные паркинги, присущие практически всем новым объектам, позволяют очень серьезно расширить горизонты пригодной для застройки территории. Решать проблемы платными парковками бесполезно: такой шаг способен обеспечить приток средств столичному бюджету, но глупо будет надеяться на перевод вырученного в сегмент строительства.
Но где заканчивается потенциал застройки российской столицы? При качественных улучшениях оттягивать окончательные цифры и даты можно предельно долго: по сравнению с европейским опытом, Москва не так уж и грамотно решила разбиралась ранее с вызовами перенаселения определенных районов.
Хватит ли желания и воли у властей города на радикальные шаги по улучшению перспектив? Пока застройке мало что мешает, поэтому надежды будут преждевременны. Но пересмотреть ряд генпланов пора уже сегодня.