Иконопись, следуя за христианством, приходит на Русь из Болгарии и Сербии. И отделившись от мозаичной византийской традиции русская манера письма становится самостоятельным и самобытным искусством. Своего рассвета русская традиция «святого письма» достигла к ХIV-ХV векам. Признанными мастерами стали Андрей Рублев, Феофан Грек и Дионисий. Вклад этих иконописцев не измеряется только написанными образами. Их вклад стал определяющим в становлении русской иконописной школы как таковой.
В отличии от византийских фресок и мозаик русские православные иконы сочетают ясность, четкость выписанных силуэтов. Они заполняют большие цветовые плоскости. Именно в таком подходе складывается традиция многоярусного письма. В этой стилистике создаются настоящие иконописные шедевры.
Среди канонических иконописных сюжетов одно из главных мест занимает « Чудо Георгия о змие». Борьба св. Георгия с жестоким чудовищем, победа над воплощением зла стали настолько популярными в русской иконописной традиции, что они воплощены даже в гербе столицы.
Существуют различные редакции сюжета этой широко известной иконы. Историки считают, что все они восходят к устной народной традиции. А самый ранний вариант, который позднее воплощенного рассказа, известен на Руси с ХI века.В русских списках две главные сюжетные линии описывают: подвиг мужественного Георгия до мучений – это в первом варианте. И « чудо…» по смерти мученика с его житием, во втором. Второй вариант короче, но смысл отраженных событий остается тот же.
Из времен «домонгольской» эпохи сохранилась фрагментарная фреска в апсиде церкви св. Георгия в Старой Ладоге (прим. 1167 год). В Софии Киевской – главном храме государства Киевская Русь находится освященный предел в честь великомученика Георгия, где представлены четыре сцены из его жизни. Стоит отметить, что в русской иконописной традиции никогда не писались иконы, где бы святой Георгий поражал своим копьем в бою иноплеменников или врагов христианской веры.
Показана только борьба с мифическим чудищем, со змеем, который является воплощением зла вселенского. В коллекции Третьяковской галереи среди большого количества икон хранится костромская: «Чудо Георгия о змие, с житием Георгия». В четырнадцати клеймах (небольших картинках) изображена жизнь святого Георгия, которая стала основой для большинства последующих вариантов.
Под горой изображено темное озеро. Из озера выползло огромное чудище: змей. Лапы, крылья и голова чудища выписаны ярким красным цветом. Зеленое, свитое в кольца тело тянется до края озера. За битвой из окон города следят царь, царица и стражники. В правой части между двух небесных сегментов изображен Иисус Христос в красных, отороченных золотом одеждах.
В верхнем поле помещен ангел в красном гимантии (прямоугольный кусок ткани - одежда древних греков). Он несет золотой венец на голову святому Георгию. Классический сюжет выполнен с соблюдением всех требований классического стиля иконописи. Образ иконы, растиражированный в 20-м и начале 21-го века, стал привычен нашему глазу. Святой Георгий, побивающий копьем змея, воспринимается не как мифологический герой, а как реальное лицо истории нашего государства. Он связан с историей Киевской Руси.