Британские журналисты шокированы мягкостью наказаний авиадебоширов в России. В опубликованной газетой Mirror статье о пьяном пассажире, своими выходками задержавшем вылет из аэропорта Шереметьево, они назвали действующие в нашей стране штрафы ничтожными и усомнились в их эффективности как сдерживающих факторов.
Как пишет Mirror, пьяный дебошир по имени Михаил грубо оскорблял экипаж и попутчиков. Отказавшись занять свое место, он в итоге вынудил экипаж остановить подготовку к вылету из Москвы в Тунис и вызвать полицию. Бранящегося агрессивного пассажира сняли с рейса и выпроводили из самолета. Для этого его даже пришлось связать скотчем.
К удивлению авторов статьи, в полиции хулигана отпустили, назначив штраф всего лишь в 1000 рублей, что составляет около 10 британских фунтов. В издании такое наказание сочли ничтожным, так как в западных странах штрафы в подобных случаях гораздо крупнее, а наказания ? жестче, вплоть до длительного тюремного заключения. Пустяковая сумма вряд ли послужит сдерживающим фактором для потенциальных дебоширов, уверены авторы статьи.
Действительно, за подобные действия на борту самолета иностранной авиакомпании хулигана могут заковать в наручники и пристегнуть к креслу ремнями. При этом за более серьезное нарушение и штрафы будут весьма серьезными, а за нападение на члена экипажа можно надолго сесть в тюрьму: от 3 лет в ?талии до 20 лет в США.
Такое "снисхождение" в очередной раз подняло вопрос о скорейшем пересмотре законодательства РФ в отношении хулиганских действий на борту самолетов, угрожающих безопасности остальных пассажиров.
Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев уже отправил письмо в администрацию президента РФ с просьбой усилить ответственность для пассажиров, устраивающих дебош на борту. Об этом он сообщил в пятницу, 17 июня, на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).
В письме Савельева перечислено несколько мер. Первое - введение уголовной ответственности за нанесение телесных повреждений бортпроводникам и другим пассажирам, а также резкое увеличение штрафов за оскорбление персонала и пассажиров. Второе - возможность для бортпроводников сковывать дебоширов пластиковыми наручниками или специальными ремнями. Третье - введение черных списков пассажиров, устроивших беспорядки на борту.
Последние авиаинциденты с участием россиян
Подобные инциденты в России происходят с пугающей регулярностью. Но сейчас возможности персонала российских авикомпаний воздействовать на неспокойных пассажиров ограниченны - бортпроводники могут связывать их только пледами.
Ощущение полной безнаказанности делает такие авиадебоши в сезон отпусков почти что традицией, считают юристы. Ведь максимум, что грозит за это невменяемому пассажиру, - штраф от 500 до 1000 рублей и административный арест до 15 суток.
9 июня во "Внуково" служба безопасности ловила пьяного жителя Архангельска, пожелавшего покинуть "стерильную" зону. Стойкой ограждения он разбил стеклянные двери и вышел на летное поле. ?з-за причиненного ущерба против него возбудили уголовное дело.
10 июня в аэропорту "Кольцово" Екатеринбурга самолет "Аэрофлота", следовавший по маршруту Южно-Сахалинск - Москва, вынужден был совершить экстренную посадку из-за пьяного пассажира, который начал дебоширить в салоне и избил одного из бортпроводников.
Самым резонансным случаем, с которого и начались активные обсуждения введения иного наказания для дебоширов, стал инцидент, произошедший 11 января 2013 года на борту самолета авиакомпании "Когалымавиа", выполнявшего рейс Москва - Хургада. Тогда россиянин Сергей Кабалов, находившийся в состоянии опьянения, нецензурно бранился, нанес бортпроводнику телесные повреждения и грозился угнать самолет. За свое поведение Кабалов не отделался штрафом, а отбыл в тюрьме год и восемь месяцев.
Какие меры стоит применять для борьба с авиадебоширами?
Чтобы распознавать потенциальных дебоширов, например, в ?зраиле, США, Австралии существует служба "воздушных маршалов". С виду обычные пассажиры, на самом деле они - сотрудники полиции, которые в экстренной ситуации могут применять спецсредства. В России же авиакомпании сами решают, будут ли на борту данного рейса такие сопровождающие или нет.
Специалисты и эксперты уверены, что давно пора заводить черные списки неблагонадежных пассажиров. Тогда тем, кто однажды по каким-то причинам попал в "стоп-лист", купить билеты на самолет просто не получится. А от законодателей ждут ужесточения наказания за дебоши в самолетах. Снизить число таких неадекватных попутчиков может только тюремный срок, как за терроризм, или огромный штраф - например, миллион рублей за каждый дебош.
"Пока люди не будут получать реальные сроки - по 15-20 лет тюрьмы, не штрафы, а тюремные сроки наравне с серийными убийцами и террористами, ситуацию переломить будет практически невозможно", - заявил в интервью Первому каналу президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации ?осиф Линдер.
В авиакомпаниях также уверены, что в отношении хулиганов на борту надо принимать строгие меры. К примеру, во Франции за это грозит штраф до 150 тысяч евро, 18 тысяч евро - в Голландии, 10 тысяч долларов - в США. Серьезные же правонарушения с применением насилия к членам летного экипажа караются в США тюремным заключением на срок до 20 лет. Многие авиакомпании альянса Sky Team, куда входит и российский "Аэрофлот", уже официально ведут так называемые черные списки деструктивных пассажиров.
К примеру, в базе "Аэрофлота" зарегистрировано больше 3000 нарушителей. Но нынешнее законодательство РФ не позволяет перевозчикам применять черные списки, пишет "Российская газета". Как отмечает экономист, профессор Никита Кричевский, для этого "необходимо принять поправки в Воздушный кодекс и Федеральный закон "О персональных данных", которые могли бы предоставить возможность авиационным властям гражданской авиации вести черные списки и разрешить авиаперевозчикам отказывать пассажирам в приобретении билета".
Во-вторых, нужно вносить изменения в КоАП РФ, предусмотрев специальный состав за противоправное поведение на борту и штраф для нарушителей - хотя бы до миллиона рублей. В-третьих, на законодательном уровне необходимо рассмотреть вопрос о наделении кабинных экипажей правом применения специальных мер принуждения, в том числе с использованием специальных средств, считает эксперт.
Российские авиакомпании уже неоднократно предлагали кратно увеличить штрафы, а также разрешить применение средств сдерживания, например наручников или специальных авиационных ремней. Эти инициативы по борьбе с дебоширами ранее поддержали некоторые депутаты Госдумы РФ.
Два года назад был принят в первом чтении законопроект, наделяющий авиакомпании правом отказывать хулиганам в перевозке. Тогда же в нижнюю палату парламента внесли и предложение устанавливать за дебоши в воздухе уголовную, а не административную, как сейчас, ответственность. Но пока этот документ не получил законной силы и по-прежнему остается лишь проектом.