В России ?экологические? функции органов государственной власти охватывают как управление природными ресурсами, так и предотвращение деградации качества окружающей среды. В официальных документах говорится, что эти функции направлены на достижение баланса между экологическими и экономическими интересами и гарантией экологических прав и интересов отдельных лиц и компаний. Хотя такая общая цель, теоретически, политически привлекательна, система управления окружающей средой в России еще недостаточно развита, чтобы найти эффективные механизмы для обеспечения ее достижения.
Эволюция экологического менеджмента в России имела несколько отдельных этапов. В середине и конце 1990-х годов нормативные и институциональные рамки быстро расширялись. На этом этапе политика в области окружающей среды были в основном ориентированы на международную экологическую повестку дня, что наиболее важно в результате итогов Встречи на высшем уровне в Рио-де-Жанейро и становления устойчивого развития, в частности большая ставка были сделана на обучение в области экологической безопасности. В течение того же периода активизировался активизм негосударственного сектора, и НПО активно участвовали в экологическом планировании.
В 2000-2004 годах потребность в экономическом возрождении полностью затмила экологические цели. Хотя власти часто отрицали этот факт, эксперты и общественное мнение были весьма обеспокоены пренебрежением к
экологические вопросы. Такие проблемы связаны с сосредоточением правительства на широкомасштабном использовании природных ресурсов и товарном характере экономики, демонтаже Государственного комитета по экологии и его субнациональных подразделений, решении о ввозе радиоактивных отходов и других примерах , С 2004 года эта тенденция как-то ослабела. Например, широкомасштабная административная реформа включала в себя действия по укреплению природоохранных органов, особенно их правоохранительных органов. Однако экономические и экологические цели еще предстоит согласовать.
В течение долгого времени экологическое планирование в России основывалось исключительно на общих принципах и положениях природоохранного законодательства, а не на количественных и временных стратегических задачах, установленных путем обоснованного анализа политики и консультаций с заинтересованными сторонами. Эта модель управления окружающей средой не может обеспечить достаточную подотчетность за отсутствие прогресса, что не может привести к улучшению состояния окружающей среды.
В результате Россия сталкивается со значительными экологическими проблемами. ?х масштабы можно проиллюстрировать тем фактом, что около 15 процентов территории страны страдают от высокого уровня загрязнения окружающей среды. Во многих промышленных центрах (например, в Дзержинске, Красноярске, Новокузнецке, ?ркутске, Кемерово, Норильске и Череповцах) уровень заболеваемости и смертности превышает средние по стране в 1,5-3 раза.
Кроме того, многие системные проблемы препятствуют экологическому управлению в России, таким как низкий приоритет экологических проблем в политической повестке дня, на всех уровнях управления; высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов; и плохое управление бизнесом.
Население все больше обеспокоено растущим уровнем загрязнения окружающей среды. Согласно опросам общественного мнения, более 83% взрослого населения страны обеспокоены экологической ситуацией; более 55% респондентов оценивают экологическую ситуацию в своих местах проживания как ?неблагоприятную?, ?бедную? или ?критическую?.
Экономические потери от незаконного использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды также высоки. Например, в 2005 году потери от незаконных рубок составили 4,7 млрд. Рублей. Недавно внедренный аэрокосмический мониторинг лесов показал, что объем незаконных рубок в России в целом составляет 10-15 процентов от его общего объема, т. Е. Около 19 млн. М3 в год.
Более четкое понимание условий окружающей среды и давления накладывает определенный отход от нечеткости разработки экологической политики. Этот сдвиг был отмечен Экологической доктриной 2002 года, в которой пока не определены конкретные политические цели, определяются конкретные политические цели.