В России государство предоставляет большинство образовательных услуг, регулирующих образование через Министерство образования и науки. Региональные органы власти регулируют образование в пределах своей юрисдикции в рамках федеральных законов. Расходы России на образование выросли с 2,7% ВВП в 2005 году до 3,8% в 2013 году, но остаются ниже среднего уровня ОЭСР в 5,2%.
До 1990 года курс школьного обучения в Советском Союзе длился 10 лет, но в конце 1990 года вступил в силу 11-летний курс. Образование в государственных средних школах бесплатное; высшее образование (высшее образование) бесплатно с оговорками: значительное количество студентов зачисляется на полную оплату. Студенты мужского и женского пола имеют равные доли на всех этапах образования, за исключением высшего образования, где женщины ведут 57%.
Согласно оценкам Центрального разведывательного управления Соединенных Штатов в 2015 году, уровень грамотности в России составляет 99,7% (99,7% для мужчин, 99,6% для женщин). Согласно оценке ОЭСР в 2016 году, 54% взрослых в России (от 25 до 64 лет) получили высшее образование, что дает России второе место по высшему образованию среди 35 стран-членов ОЭСР. 47,7% закончили среднее образование (полный 11-летний курс); 26,5% закончили среднюю школу (9 лет) и 8,1% имеют начальное образование (не менее 4 лет). Самые высокие показатели высшего образования (24,7%) регистрируются среди женщин в возрасте от 35 до 39 лет (по сравнению с 19,5% для мужчин того же возраста).
Однако далеко не все молодые россияне имеют возможность и желание учиться, особенно это касается столицы, где люди обладают более значительными финансовыми возможностями, но зачастую не обладают свободным временем, учитывая, что купить диплом ГОЗНАК в Москве не составляет никакого труда, да и стоит относительно не дорого, то многие просто предпочитают купить диплом, необходимый для получения более престижной и высокооплачиваемой работы.
По сравнению с другими странами ОЭСР в России есть одни из самых маленьких классов и одни из самых коротких часов обучения в год.
В 2014 году подразделение разведки Pearson / Economist оценило образование России как восьмое место в Европе и 13-е место в мире; Достижение образования в России было оценено как 21-е место в мире, а когнитивные навыки учащихся были 9-м.
В 2015 году ОЭСР оценила российские математические и научные навыки студентов как 34-е место в мире, между Швецией и ?сландией.
В 2016 году американская компания Bloomberg оценила высшее образование России как третье место в мире, измеряя процент выпускников средних школ, которые продолжают учиться в колледже, ежегодные ученые и инженеры-выпускники в процентах от всех выпускников колледжей и науки и инженерных выпускников в процентах от рабочей силы.
В 2014 году Россия заняла 6-е место среди иностранных студентов. Джозеф Стиглиц, бывший главный экономист Всемирного банка, заявил, что одной из хороших вещей, которые Россия унаследовала от советской эпохи, была ?высокий уровень образования, особенно в технических областях, столь важных для Новой экономики?.
Дошкольное образование
Согласно переписи 2002 года, 68% детей (78% городских и 47% сельских) в возрасте 5 лет были зачислены в детские сады. Согласно данным ЮНЕСКО, зачисление в какую-либо дошкольную программу увеличилось с 67% в 1999 году до 84% в 2005.
Детские сады, в отличие от школ, регулируются региональными и местными органами власти. Министерство образования и науки регулирует только краткую программу подготовки дошкольного возраста для детей в возрасте 5-6 лет. В 2004 году правительство попыталось возложить на родителей полную стоимость детских садов; широко распространенная общественная оппозиция привела к отмене политики. В настоящее время местные власти могут юридически взимать с родителей не более 20% расходов. Близнецы, дети студентов университетов, беженцы, ветераны-чернобыльцы и другие защищенные социальные группы имеют право на бесплатное обслуживание.
Советская система обеспечивала почти универсальный первичный (детский сад, возраст от 1 до 3 лет) и детский сад (возраст от 3 до 7 лет) в городских районах, освобождая работающих матерей от дневных потребностей в уходе за детьми. К 1980-м годам было 88 000 дошкольных учреждений; поскольку учебная нагрузка для среднего образования увеличивалась и переходила от десяти до одиннадцатилетнего стандарта, программы детских садов перешли от подготовки базовых социальных навыков или физических способностей к подготовке к поступлению на школьный уровень.
После распада Советского Союза число сократилось до 46 000 человек; здания детских садов были проданы как недвижимость, необратимо перестроены и переоборудованы для служебного пользования. В то же время доля меньшинства в успешных государственных детских садах, рассматриваемая как вертикальный подъем качественного школьного образования, процветала на протяжении 1990-х годов. Частные детские сады, хотя и пользуются большим спросом, не получили значительную долю из-за административного давления; доля детей, обучающихся в частных детских садах, снизилась с 7% в 1999 году до 1% в 2005 году.
Улучшение экономики после кризиса 1998 года в сочетании с историческим демографическим пиком привело к увеличению рождаемости, впервые зарегистрированному в 2005 году [19]. Крупные города столкнулись с нехваткой вакансий в детских садах раньше, в 2002 году. В списке ожиданий детского сада в Москве было 15 000 детей; в гораздо меньшем городе Томске (население 488 000 человек) он достиг 12 000. В городе Москве были созданы специализированные детские сады, которым поручено размещать пустые слоты для детей; родители подписывают своих детей в списке ожидания, как только они родились. Степень проблемы варьируется между районами, например. Фили-Давыдковский район Москвы (население 78 000 человек) потерял все свои детские сады (жители должны конкурировать за детские площадки в другом месте), а Зеленоград утверждает, что у него короткая очередь. Независимые авторы утверждают, что взятки или ?пожертвования? для приема в детские сады конкурируют в сумме с поступлениями в университеты, в то время как власти опровергают это обвинение.
Средняя школа
Число средних школ непропорционально велико по сравнению с их долей студентов из-за меньшего класса в сельских школах. В районах, где школьные возможности недостаточны для обучения всех студентов нормальному, с утра до вечера, по расписанию, власти прибегают к школам с двойной сменой, где два потока студентов (утренняя смена и вечерняя смена) имеют один и тот же объект. В 2007-2008 годах насчитывалось 13 100 двойных смен и 75 школ с тройным сдвигом по сравнению с 19 201 и 235 в 2000-2001 годах.
?х число уменьшилось с 349 000 в 1999 году до 317 000 в 2005 году. Начиная с пятого года каждый академический предмет обучается специальным преподавателем предметной области (80,4% женщин в 2004 году, увеличившись с 75,4% в 1991 году). Отношение учеников к учителю (11: 1) находится на одном уровне с развитыми европейскими странами. Среднемесячная заработная плата учителей в 2008 году колеблется от 6 200 рублей (96 долларов США) в Мордовии [35] до 21 000 рублей (326 долларов США) в Москве.
Учебный год распространяется с 1 сентября по конец мая и делится на четыре срока. ?сследуется учебная программа в школах; в отличие от некоторых западных стран, школьники или их родители не имеют выбора предметов обучения. Нагрузка класса на одного учащегося (638 часов в год для девятилетних детей, 893 для тринадцатилетних детей) ниже, чем в Чили, Перу или Таиланде, и несколько ниже, чем в большинстве штатов Соединенных Штатов, хотя официальные часы часто прилагается с дополнительной классной работой. Студенты оцениваются по пятиэтапной шкале, начиная с 2 (?неприемлемых?) до 5 (?отлично?); 1 - редко используемый знак крайнего отказа. Учителя регулярно подразделяют эти классы (т. Е. 4+, 5-) в ежедневное употребление, но результаты года и года оцениваются строго 2, 3, 4 или 5.
Высшее образование
Согласно докладу ЮНЕСКО 2005 года, более половины взрослого населения России достигло высшего образования, что в два раза выше среднего показателя по ОЭСР.
По состоянию на 2007-2008 учебный год в России было 8,1 млн. Студентов, обучающихся по всем формам высшего образования (включая военные и полицейские учреждения и аспирантуру). ?ностранные студенты составляли 5,2% от общего числа учащихся, половина из которых были из других стран СНГ. 6,2 миллиона студентов были зачислены в 658 государственных и 450 частных гражданских университетских учреждений, лицензированных Министерством образования; В 2005 году общий преподавательский состав достиг 625 тысяч человек.
Количество государственных учреждений неуклонно росло с 514 в 1990 году до 655 в 2002 году и с 2002 года остается практически неизменным. Количество частных учреждений, впервые зарегистрированных в 193 году в 1995 году, продолжает расти. Тенденция к консолидации началась в 2006 году, когда государственные университеты и колледжи Ростова-на-Дону, Таганрог и другие южные города были объединены в Южный федеральный университет, расположенный в Ростове-на-Дону; аналогичный конгломерат был сформирован в Красноярске как Сибирский федеральный университет; третий появился во Владивостоке как Дальневосточный федеральный университет. Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет приобрели статус федерального университета в 2007 году без дальнейших организационных изменений.
Андрей Фурсенко, министр образования, проводит кампанию за сокращение числа учреждений для отсечения дипломных заводов и некачественных колледжей; в апреле 2008 года его позиция была одобрена президентом Дмитрием Медведевым: ?Эта сумма, около тысячи университетов и двух тысяч спинов, не существует нигде в мире, она может оказаться выше всего даже для Китая ... последствия ясны: девальвация стандарта образования ?. Даже сторонники сокращения, такие как Евгений Ясин, признают, что этот шаг усилит консолидацию академических кругов в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске и опустошит провинции, оставив федеральные субъекты России без колледжей для обучения местных школьных учителей. Для сравнения в Соединенных Штатах в общей сложности насчитывается 4 495 учреждений, имеющих право на получение степени, имеющих степень IV: 2 774 бакалавра бакалавра и бакалавриата и 1721 институт AA / ASc.
Финансовые и визовые трудности исторически затрудняли получение высшего образования за рубежом для молодых людей в постсоветский период.
В отличие от модели Соединенных Штатов или Болонского процесса, российское высшее образование традиционно не делилось на бакалавриат (бакалавриат) и выпускник (магистратура). Вместо этого высшее образование проводилось на одном этапе, обычно продолжительностью пять или шесть лет, что привело к диплому специалиста. Дипломы специалиста были восприняты равными дипломам магистра в магистратуре США. Выпускник-специалист не нуждался в дальнейшей академической квалификации для продолжения профессиональной карьеры, за исключением некоторых (но не всех) отделений медицинских профессий, которым требовалась стажировка в аспирантуре. Военное училище продолжалось четыре года и оценивалось как эквивалент степени специалиста.
?сторически сложилось так, что гражданское высшее образование было разделено между меньшинством традиционных общеобразовательных учебных заведений и большим количеством узкоспециализированных институтов (включая школы искусств). Многие из этих институтов, таких как Московский инженерно-физический институт и ?нститут кинематографии имени Герасимова, сосредоточены в основном в Москве и Санкт-Петербурге. ?нституты, чьи выпускники пользуются широким спросом на всей территории России, такие как медицинские и педагогические институты, распределяются более равномерно по всей стране. ?нституты в географически определенных областях, как правило, расположены в областях, обслуживающих их специальности. Горно-металлургические институты расположены на богатых рудами территориях, а морские и рыболовные институты расположены в морских портах.
Медицинское образование первоначально развивалось в университетах, но было отделено от них в 1918 году и остается отдельным по состоянию на 2008 год. [Править] Правовое образование в России существует как в университетах, так и в качестве автономных юридических институтов, таких как Академический юридический университет (русский: Академический правовой университет , АПУ), основанный под эгидой ?нститута государства и права. В 1990-х годах многие технические институты и новые частные школы создали свои собственные отделы права; с 2008 года юридические отделы обучили около 750 тысяч студентов.
В 1990-х годах институты, как правило, переименовывались в университеты, сохраняя при этом свою историческую узкую специализацию. Совсем недавно ряд этих новых частных университетов был переименован в ?институты?, чтобы отразить их более узкую специализацию. hilo, Академический юридический университет недавно (2010) был переименован в Академический юридический институт.
В этих институтах специализация студента в выбранном отделе была зафиксирована при поступлении, и перемещение между различными потоками в одном отделе было затруднительным. Учебные программы были (и до сих пор) жестко закреплены на весь срок обучения; студенты не имеют большого выбора в планировании своего академического прогресса. Мобильность между учреждениями с совместимыми учебными программами была разрешена нечасто, как правило, из-за перемещения семьи из города в город.
Россия находится в процессе перехода от своей традиционной модели высшего образования, несовместимой с существующими западными академическими степенями, до определенной степени в соответствии с моделью Болонского процесса. (Россия подписала Болонскую декларацию в 2003 году). В октябре 2007 года Россия приняла закон, который заменяет традиционную пятилетнюю модель образования на двухуровневый подход: четырехлетняя степень бакалавра (русский: бакалавр), за которой следует двухгодичный магистр (русский: магистр, магистр).
Этот шаг подвергся критике за его просто формальный подход: вместо того, чтобы пересматривать свою учебную программу, университеты просто вставляют аккредитацию BSc / BA в середине своих стандартных пяти- или шестилетних программ. Рынок труда, как правило, не знает об изменениях, и критики предсказывают, что автономные дипломы бакалавриата / бакалавриата в обозримом будущем не будут признаны ?реальным? университетским образованием, что сделает ненужную и нежелательную степень без дальнейшей специализации. Такие институты, как MFTI или MIFI, на протяжении десятилетий практиковали двухуровневую разбивку своих специализированных программ и переключились на Болонское технологическое обозначение задолго до закона 2007 года, но абсолютное большинство их учеников завершили все шесть лет обучения MSc / MA, в отношении Уровень BSc / BA как бесполезный в реальной жизни.
Студенческая мобильность среди университетов традиционно обескуражена и, таким образом, поддерживается на очень низком уровне; нет никаких признаков того, что официальное принятие Болонского процесса поможет учащимся в поисках лучшего образования. Наконец, в то время как пятилетняя специальная подготовка была ранее бесплатной для всех студентов, новый этап MSc / MA - нет. Смещение заставляет студентов платить за то, что было бесплатным для предыдущего класса; стоимость неизбежна, потому что только степень бакалавра / бакалавра считается бесполезной. Защитники Болонского процесса утверждают, что последние годы программы специалиста были формальными и бесполезными: академические графики были расслабленными и нетребовательными, позволяя студентам работать в другом месте. Сокращение пятилетней программы специалиста до четырехлетнего бакалавра / бакалавра не уменьшит фактическое академическое содержание большинства этих программ.