Несмотря на то, что рынок продаж специализированной техники сейчас чувствует себя весьма неплохо, строительные компании Санкт-Петербурга все равно предпочитают брать спецтехнику в аренду. И если глубже посмотреть на саму картину, то станет ясно: улучшения в строительной отрасли сильно уже ничего не изменят.
В разгар кризиса и ближайшее время после него действительно многим строительным фирмам приходилось довольствоваться арендой, часто не вытягивая реальную покупку. На этом фоне со временем стало более отчетливо виднеться сначала разделение крупных строителей и иных (средних и мелких мы объединяем в одну группу), а потом у компаний стали вырисовываться еще и дополнительные специализации.
Когда аренда спецтехники приобретает массовый характер, это уже само по себе формирует новую нишу для бизнеса с большим потенциалом. Те, кто имел возможность приобретать технику, получал шанс продавить поставщика на более выгодные для себя условия, чтобы потом превратиться в мощного арендодателя необходимого строительным компаниям.
Кто-то по-прежнему строил, а кто-то сместил акценты работы на содержание мощного обновляемого парка, который может использоваться у себя, но в случае рисков простоя тут же идет в аренду.
Данная ниша уже полностью сформирована, рынок к ней привык и мы видим устоявшиеся правила игры. Без серьезных перемен в макроэкономики (мы говорим как о кризисных явлениях, так и о росте) ничего меняться не должно и, наверное, не будет: аренда спецтехники стала выгодной, под такой формат работы подстроились многие строители, всегда есть требуемое предложение и оно в дальнейшем будет подкреплено устойчивым и предсказуемым спросом.
В Питере о строительном буме говорить как-то не приходится после того, что мы помним в последние годы перед кризисом. Бум – это о тех временах. Сейчас же здесь все весьма оптимистично, в регионе – один из самых низких уровней безработицы в России (порядка 1%), люди имеют достаточно высокий уровень дохода и потому строительной сфере есть повод думать только о хорошем.
При этом сам строительный сегмент находится в повышенном состоянии конкуренции, когда нет доминирования прослойки крупных и сверх крупных строителей, как это мы можем наблюдать в той же Москве. Пока не видно и поводов для появления такого «сегмента гигантов», а значит, все останется, как есть.
Приноровились к такому формату и производители спецтехники, которым сегодня проще иметь дело с шот-листом крупных покупателей, способных обеспечивать регулярные закупки, чем пытаться разобраться с розничным клиентом с его новыми рисками. Да и банки давно подтянулись к этой нише, рассматривая ее как сферу кредитования с пониженными рисками.
Найти того, кто предоставит в аренду в Санкт-Петербурге требующуюся спецтехнику можно за день, длительных просрочек с ожиданием не возникает, переплачивать «за срочность» уже давно никому не приходится: аренда экскаватора в СПБ, грузового крана или грейдера – одинаково легкое дело.
Такая картина вполне устраивает всех. Крупные компании в силу масштабов все равно будут отдавать предпочтение наличию собственного широкопрофильного парка, даже если нет планов что-то предоставлять в аренду на постоянной основе.
Но и они в ряде случае вполне могут воспользоваться услугами арендованной техники, ведь техническая оснащенность последней (а значит – и ассортимент тоже) растет, позволяя под конкретную задачу подбирать максимально подходящую вариацию.
Еще следует помнить, что в Питере доминирует или комплексное строительство по ряду объектов, или же локальные работы, отчасти даже ремонтные. Естественно, тенденция расширения границ застройки сохраняется, но если раньше упор делали на единичные строения, то сегодня занимаются целостной концепции инфраструктуры, чтобы возводимые объекты могли рассчитывать на гарантированной спрос.
Ну а комплексное строительство требует максимально широкого ассортимента привлекаемой спецтехники. И здесь круг понимания, почему строительные компании Петербурга предпочитают брать спецтехнику в аренду, замкнулся.