
Консервативный подход российских туристов к выбору своих маршрутов путешествий – это практически константа, которая только сейчас начинает давать сбои и превращаться в переменную. Для самих туристов это станет большим преимуществом, к которому они готовы уже давно.
Турция, Египет, ОАЭ – делая ставку исключительно на них, раньше можно было обслуживать до 70% общетуристического траффика. Представление о поездках в Европу также было весьма стереотипным: Париж, Лондон, Милан… Особо, правда, выделялся шоппинг, но об этом – отдельно.
Азиатские маршруты делились на чисто деловые поездки и на привычный эконом-вариант, где абсолютно доминировали Таиланд или Бали. Но что изменилось сейчас?
Изменения стали всеобъемлющими: в Европе стали интересны те места, которые не входят в список «стандартных достопримечательностей».
Испанское направление переосмысливается – здесь еще не сформировался единый новый подход, зато туры в Португалию переживают настоящий бум. Таиланд начинает проигрывать конкуренцию Камбоджи – власти последней для этого делают все возможное (и делают это успешно).
Ну а Тунис и Египет начинают делить российских туристов с Болгарией, Черногорией и рядом других балканских курортов. Восточная часть Европы в принципе становится все более привлекательной, начиная «отрывать» свой кусок пирога у Европы западной.
Туристы готовы к предложениям, они прекрасно понимают в уровне цен, они осведомлены об стандартах зарубежного отдыха. Выбирать становится проще: на незнакомые названия смотрят через призму отзывов, гарантий, языка понятных условий и т.д.
Туроператоры, которые только желают выйти на рынок и не имеют особой истории, активно используют такое настрой туристов и пытаются договориться с откровенно новыми игроками, получая взамен выгодные условия.
И это еще на том фоне, что российские туристы так и не освоили в полной мере скандинавские страны (речь идет о наполненности маршрута на 20-30 процентов от потенциала), плохо знают маршруты в Ирландии или Исландии, куда уже сейчас устремились «ищущие новенького» американцы и европейцы. Но и это скоро будет.
Главное – это то, что в России наконец-то начинается эпоха «туризма без стереотипов», когда люди не просто «вырываются на отдых», имея свой «выбор без выбора». Реализуется желание «посмотреть как можно больше мира», что уже само по себе подразумевает разнообразие маршрутов до такой степени, пока не будет полный разрыв шаблона.
Ехать на предыдущее место отдыха в следующем году – это признак подсознательного страха не получить желаемого и остаться на целый год с чувством разочарования. Но если уровень сервиса в туризме растет, то такие страхи будут исчезать и выкорчевываться.
Конечно, прослойка «традиционных туров» не только никуда не денется, но и останется на достаточно высоком уровне. Речь не идет о смене господства маршрутов, речь идет скорее об окончании эпохи доминирования такого господства.
Появление небольших агентств, которые специализируются на чем-то своем, маленьком и уникальном – это первый звоночек грядущих перемен. Впрочем, такого поворота давно ожидали все.