В период нестабильной экономической ситуации очень важно правильно организовать работу предприятия и своевременно реагировать на все изменения рынка. Но начинать любые реформы на своём предприятии следует именно с проведения маркетинговых исследований. Только по их результатам можно принимать какие-то меры для финансового оздоровления предприятия. Однако не секрет, что финансовый кризис внёс ряд серьёзных изменений в планы предприятий, касающиеся проведения маркетинговых исследований.
Около 88% компаний в целях экономии средств вообще отказались от проведения исследований рынка профессионалами маркетинга. Около 10% предприятий пытались исследовать рынок своими силами или с привлечением сторонних исследовательских агентств. Подобная политика предприятий стратегически абсолютно неграмотна и является следствием паники, возникшей на предприятиях. Урезание финансовых потоков, направленных на исследование рынка, способно помочь предприятиям продержаться на плаву какое-то время, но лишает их возможности прибыльной работы в будущем. Подобные меры могут, скорее всего, привести к банкротству предприятия.
Наоборот, своевременное и всестороннее изучение рынка в период финансового кризиса может помочь снизить неэффективные издержки предприятия, определиться с ценовой политикой предприятия и с ассортиментом продукции. В таких обстоятельствах, чтобы сохранить свой бизнес и получать с него максимум прибыли, очень важно оперативно реагировать на все изменения в том сегменте рынка, в котором работает предприятие. А для этого необходимо проведение маркетинговых исследований.
В период кризиса рынок отличается крайней нестабильностью. Поэтому рынок необходимо изучать постоянно, анализировать поведение конкурентов, менять тактику ведения бизнеса. Особенности проведения маркетинговых исследований в период кризиса заключаются в том, что типовые методы изучения рынка могут оказаться неэффективными. Поэтому главная задача маркетологов ? постоянно искать новые методы и технологии в своей работе. Но главная отличительная особенность проведения исследований заключается в оперативном получении результатов, так как через пару месяцев они уже могут оказаться неактуальными.
Приоритетные направления в проведении маркетинговых исследований в условиях кризиса: 66% направлены на изучение положения конкурирующих компаний; 60% направлены на изучение рынка, его ёмкости и тенденций развития; 55% направлены на исследования потенциальных потребителей. Поэтому эффективное антикризисное управление предприятием включает не только гибкость в условиях стремительно меняющейся ситуации.
В основном целесообразно проводить исследования прикладного характера, то есть имеющие цель выяснить предпочтения потенциальных потребителей, их готовность приобретать данный товар или услугу. Помимо этого, исследования должны носить глобальный характер. Они должны учитывать работу предприятия в целом, особенности антикризисной политики конкурентов, общую ситуацию на рынке. Принятие оперативных мер по результатам проведённых исследований позволит предприятию пережить финансовый кризис и продолжать работать максимально эффективно.