Российский бизнес по уровню своего развития уже давно начинает наступать на пятки ведущим странам. Все инновационные методы управления и стимулирования персонала, используемые за рубежом, очень активно внедряются на отечественных предприятиях.
Советские инструменты управления трудовым коллективом встречаются очень редко, как правило, только на государственных предприятиях, реформирование и реструктуризация которых происходит очень медленно.
Как большинство технических инновационных продуктов, тимбилдинг впервые был разработан в военных целях. Так называемый «Веревочный курс» был разработан для реабилитации и подготовки солдат американской армии. Затем, предприимчивые американские специалисты в области корпоративного управления превратили этот курс подготовки в бизнес-услугу.
Главной задачей веревочного курса было создание единой сплоченной команды и умение работать с другими членами этой команды.
В начале третьего тысячелетия тимбилдинг впервые появился на российском рынке, и был воспринят как универсальное средство формирования корпоративной культуры. Так как эта сфера стала довольно прибыльной, на рынке появились тысячи компаний, предлагающих свои услуги. Высокий уровень конкуренции привел к снижению цен, и, соответственно, качества предоставляемых услуг.
Иногда, обратившись к неквалифицированным специалистам, можно было получить обратный эффект, что в дальнейшем привело к определенному недоверию к этой методике. Некоторые фирмы, которые специализируются на организации различных мероприятий, также стали предлагать свои услуги по тимбилдингу, подразумевая под этим развлечения на открытом воздухе, проведение конкурсов и пикников.
Таким образом, в последнее время цель тимбилдинга и ее методы в понимании заказчиков стали настолько расплывчатыми, что они сами перестали понимать, что им нужно, превратив эту эффективную методику формирования корпоративной культуры в очередное модное развлечение.
Данная методика может быть использована не только в том случае, если в организации есть проблемы, но и в профилактических целях. Очень часто, в процессе работы, сотрудники не осознают важность работы в команде, хотя все они работают в одном месте и выполняют схожие задачи для достижения одной цели.
В таком случае очень эффективным является использование командных игр, таких как корпоративный гольф (от английского corporate golf), футбол, волейбол, баскетбол. Распределение осуществляется таким образом, чтобы группа людей, работающих над одним проектом, или выполняющих одну функцию, была в одной команде.
Особой популярностью среди крупных компаний пользуется «корпоративный гольф». В процессе игры не только формируется команда и командный дух, но также может быть выявлен неформальный лидер. Как правило, неформальное лидерство обычного сотрудника приводит к дезорганизации и дискредитации руководства компании.
Также в процессе проведения игры могут быть выявлены некоторые проблемы в общении и взаимодействии сотрудников, которые до этого были не заметны. Для того чтобы эффект от тренинга был положительным, необходимо активное взаимодействие тренера и HR-менеджера, хорошо знающего всех сотрудников.