![](/files/index_1_2_3_4_5_6_7_8_9_10.jpg)
Бизнес-тренинги принято или неистово хвалить, или столь же неистово ругать. Можно попытаться искать истину «где-то между», а можно просто рассмотреть реальные факты и сделать прагматичные выводы.
Но начать следует с жесткого разделения двух совершенно различных бизнес-тренингов, направленных на карьерный рост: первые создают мобилизацию психического напряжения за счет создания нужных раздражителей, вторые же пытаются улучшать качественные возможности. Во втором случае тоже может быть разнообразие подходов, но об этом позже.
Итак, рассмотрим бизнес-тренинги, аккумулирующие «деловое внимание» через создание мощных раздражителей. Главный посыл таких тренингов сводится к роботизации, к отходу от «человеческой» модели поведения в сторону «профессиональной».
И следует тут же признать: для карьерного роста это может стать прекрасным трамплином. Нюанс здесь кроется в другом: «ломаются» такие специалисты крайне часто, причем «поломки» могут иметь форму ярко выраженных психосоматических заболеваний из-за чрезмерного стресса, трансформированного в «жажду работы».
Главным отличительным признаком такого рода тренингов остается то, что в их процессе коуч планомерно «учит любить» то, что внутренне чужеродно. Типичный пример – обучение «искусству продаж» через обман, когда участников тренинга убеждают через подмену понятий и т.п., что «это как раз норма», «если ты не нарушаешь закон – ты прав!», «когда идешь к большому богатству – не отвлекайся на ненужные размышления!» и т.п.
Казалось бы, вокруг полно людей, которые способны воспринять подобный посыл внутренне, но вот как раз они уже имеют в себе все то, чему будут учить на тренинге и для них подобное лишь станет тратой усилий.
Теперь можно переходить к категории тренингов, которые улучшают качественно умения специалиста, не требуя от него значительной психологической перестройки.
Эффективны они будут только при сочетании двух факторов одновременно: участник должен хотеть карьерного роста или роста своих профессиональных возможностей, находясь в поиске ответа на вопрос «ка это сделать», а также уровень даваемых знаний должен соответствовать потребностям.
По данным, предоставленным нам порталом www.silarosta.ru, приблизительно в 60% бизнес-тренингов эффективность определяется собственным настроем участника на профессиональный рост. Это куда выше, чем эффект плацебо, составляющий лишь 25%. Естественно, оставшиеся 40% - это уже задача тренера.
И все же в эпоху цифровых технологий часто можно обойтись даже без реальных коучей: существует множество медийных и интерактивных решений, позволяющих автоматизировать ряд процессов профессионального обучения. И тем сильнее внутренняя мотивация играет здесь свою роль.
Еще один важный показатель – это уровень профпригодности как сотрудников, так и управленцев или бизнесменов: он достигает не выше 50% от оптимального уровня даже там, где дела идут достаточно хорошо.
Другими словами, каждому второму сотруднику всегда есть, чему учиться. И каждому второму руководителю тоже.
Так что бизнес-тренинги для карьерного роста довольно эффективны, но нужны правильный подход, целеполагание, мотивация и достойный коуч.