![](/files/1302573037itrud-2ijpg.jpg)
С января текущего года вступил в действие законопроект, согласно которому аттестация рабочих мест была заменена на специальную оценку условий труда.
Для этого им необходимо заключить договор с организацией, которая должна отвечать определенным требованиям. Данные поправки содержатся в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ, который за исключением некоторых положений вступил в силу 1 января 2014 г.
Наряду с Федеральным Законом № 426-ФЗ, был принят Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”», содержащий ряд поправок к другим федеральным законам.
Так что же по сути изменилось для работников и работодателей? Постараемся рассмотреть этот вопрос поподробнее.
Отличие аттестации рабочих мест от специальной оценки условий труда
Прежде всего, стоит отметить, что спецоценка должна проводиться теперь даже в отношении тех рабочих мест, аттестация которых ранее не была обязательной.
Согласно Фдеральному Закону № 426-ФЗ спецоценка обязательно включает в себя мероприятия, направленные на выявление на рабочих местах потенциально опасных и вредных факторов, а так же определение уровня их воздействия на работников. По итогам ее проведения должен устанавливаться соответствующий им класс (подкласс) условий труда.
Так же стоит обратить внимание, что спецоценке подлежат все стационарные рабочие места. Например, ранее работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, на которых сотрудники заняты исключительно работой на персональном компьютере и (или) эксплуатируют оргтехнику, теперь же она обязательна.
Однако в отношении условий труда надомных и дистанционных работников, а также работников, занятых у физлиц, которые не являются предпринимателями, она не нужна.
Стоит обратить внимание, что если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. В этот период спецоценку проводить необязательно.
Порядок проведения спецоценки во многом аналогичен порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Однако добавляется новый этап – идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которую должен осуществлять эксперт по специальной оценке условий труда.
В случае если на рабочем месте не идентифицированы потенциально вредные и опасные факторы, то условия труда на таком рабочем месте признаются допустимыми, а испытания и измерения факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся.
В случае если на рабочем месте идентифицированы потенциально вредные и опасные факторы комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений идентифицированных потенциально вредных и опасных факторов
Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции
В связи с выходом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 337978-6, в Кодекс об административных правонарушениях РФ и УК РФ были внесены следующие изменения:
Штраф за не проведение специальной оценки условий труда
1. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее не проведение.
Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
2. Допуск сотрудников к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3. Допуск к работе лица, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знания требований охраны труда.
Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
4. Не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
5. Несоблюдение государственных нормативных требований охраны труда по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и пр.
Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
6. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, для юридических лиц - в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований охраны труда (Статья 143 УК)
1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их выполнению, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Штраф в размере до 400 тыс. руб., либо лишением свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека - лишение свободы на срок до 4 лет.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц -лишение свободы на срок до 5 лет.