Газетные заголовки все чаще акцентируют внимание на том, что российские пенсионеры скоро будут полностью освобождены от уплаты земельного налога. Насколько же правдоподобно данное утверждение, и кто, в действительности, несет ответственность за предоставление преференций данной категории граждан? В этом вряд ли сможет разобраться обычный пенсионер, проводящий большинство своего времени в собственном доме либо на приусадебном участке.
Стоит признать тот факт, что большинство граждан России - юридически безграмотны, а это, как следствие, отражается на незнании собственных обязанностей и собственных прав. Пенсионеры, как одна из наиболее незащищенных категорий граждан, во многом полагаются на слова специалистов местных центров ПФРФ. Однако, как показывает статистика, лишь 17% пенсионеров за 2010 г. воспользовались своим правом на получение дополнительных льгот, в том числе и по налогу на землю.
В соответствии с Законом РФ №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», пенсионеры, являющиеся собственниками недвижимого имущества, которое располагается на земельном участке, не являются налогоплательщиками по данному виду налога. Однако, вопросы, связанные с освобождением пенсионеров от уплаты земельного налога или получения налоговых преференций, возложены исключительно на муниципальные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся земельные участки.
В настоящее время многие субъекты Российской Федерации, в том числе и муниципальные власти, внутри данных субъектов, уже воспользовались предоставленным им правом со стороны государства: Белгород, Самара, Калуга, Томск, Челябинск и многие другие. При этом, законодательная инициатива местных властей получила широкий резонанс и успешно была водворена в деятельность налоговых органов.
Отменен так же земельный налог для пенсионеров Забайкальского края и г. Читы. Воронежская городская Дума приняла решение об освобождении от уплаты земельного налога, распространяющегося на участки в черте города, для граждан, которые получают трудовую пенсию не только по старости, но и по инвалидности. Данные земельные участки должны быть использованы исключительно для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе садоводства, огородничества. Дополнительные льготы за участки под индивидуальным жилищным фондом смогут быть применены только после того, как строения, находящиеся на них, будут признаны жилыми помещениями.
В ряде муниципальных образований для некоторых категорий граждан, в том числе и пенсионеров, был увеличен размер площади земельного участка, который не облагается налогом. К примеру, в г. Самара освобождены от уплаты земельного налога не только ветераны войны и герои Советского Союза, но и инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, а также родители, воспитывающие детей-инвалидов. Такое решение распространяется на участки под жилым строительством, не превышающим 150 кв.м., на 6 соток на дачном участке, на землю под гаражом не более 24 кв.м.
Во многом разобраться с тонкостями юридических аспектов, предоставления субсидий пенсионерам поможет земельный юрист. В ряде субъектов РФ эта должность уже введена, как штатная единица местных центров ПФР.
Однако, объективная сложность, использования законотворческих инициатив местных властей заключается в том, чтобы грамотно изложить содержательную сторону местных нормативных актов, без противоречий федеральному законодательству. В ряде регионов были прецеденты, когда принятый нормативный акт впоследствии оказывался недействительным, в то время как налогоплательщики уже применили его положения.
Вот почему, все проводимые нововведения должны быть полностью соотнесены как с существующим федеральным законодательством, так и с местными нормативно-правовыми актами. К сожалению, неоднозначная политическая ситуация, в том числе и недавний кризис, держит многих законодателей в напряжении, чем обусловлена непростительная пассивность местных властей в отношении социально-незащищенных категорий граждан.