Большинство российских фирм уже давно применяют различные автоматизированные системы бухгалтерского учета, такие как, например, 1с бухгалтерия, «Парус», «Галактика» и другие. В последнее время появилась также возможность предоставлять всю отчетность в налоговые инспекции в электронном виде. Для этого необходимо, чтобы компьютерная сеть компании была подключена к Интернету, и было установлено соответствующее программное обеспечение. Услуги по передаче отчетности в электронном виде предоставляют Интернет-провайдеры, которые для этого заключают соответствующие договора с налоговыми органами.
Если компания имеет намерение предоставлять свою отчетность в налоговую инспекцию в электронном виде, то она также должна заключить с провайдером договор, согласно которому он берет эту фирму на обслуживание и устанавливает у клиента свое программное обеспечение. Стоимость такой услуги в зависимости от региона составляет от четырех до восьми тысяч рублей в первый год и около двух тысяч в последующие. Компании предоставляются специальные ключи и электронные подписи, с помощью которых отчетность кодируется, а также идентифицируется налоговым органом.
Заполнение электронной формы отчетов может производиться как автоматически (если бухгалтерские программы, установленные в фирме, предусматривают такую возможность), так и вручную. После того, как отчет составлен, он снабжается электронной подписью и отправляется на сервер провайдера. С того момента, как провайдер получает эту электронную документацию, она считается предоставленной в налоговый орган. После получения и обработки налоговой инспекцией предоставленной ей отчетности она в течение суток высылает компании протокол о результатах проверки и уведомление о том, что отчетность прошла входной контроль.
Преимуществом предоставления отчетности в налоговые органы в электронном виде является в первую очередь большая экономия времени. Кроме того, если вся документация составляется автоматически, то значительно снижается риск неточностей и ошибок, которыми зачастую грешат бумажные документы. Среди недостатков которое несет электронный документооборот между компаниями и налоговыми органами следует отметить то, что он влечет за собой некоторые дополнительные расходы на обслуживание и программное обеспечение, и поэтому многие небольшие фирмы не спешат его внедрять в массовом масштабе.