К любой работе можно подойти творчески и превратить скучную профессиональную обязанность в труд, приносящий радость. Но бывают такие трудовые коллективы, в которых творчество – профессиональная обязанность. Писатели и художники, дизайнеры и работники рекламного бизнеса, журналисты и фотографы, артисты кино и театров – да мало ли профессий, связанных, так или иначе, с проявлением фантазии, умением найти неординарное решение обычной задачи.
Но почему-то никто не рассматривает с этой точки зрения педагогические коллективы. Где, как не в школе или ВУЗе, можно проявить свои творческие способности, от которых во многом зависит формирование личности школьника или студента. Можно, не умея писать стихи, научить любить поэзию и подтолкнуть к творчеству. Не нарисовав ни одной картины, научить студентов создавать 3х-мерные изображения сложных промышленных изделий и сделать это любимым занятием. Разработать такое пособие по скучному предмету, что выполнять курсовые работы по нему покажется интереснее, чем «висеть» в Интернете.
Но управлять такими коллективами довольно сложно. Учитель или преподаватель по роду своей деятельности должен объяснять, учить, проверять, воспитывать даже в тех случаях, когда объект его внимания не хочет или не может воспринимать предлагаемую информацию. И это накладывает отпечаток на личность работника, появляется нетерпимость чужого мнения, абсолютная уверенность в своей правоте. Руководителю такого коллектива приходится совмещать командный и демократичный методы управления.
Большой проблемой является планирование заданий сотрудникам. В каждом учебном заведение есть нормы, определяющие объем времени на ту или иную работу. Как сухими цифрами описать творческий подход к написанию мультимедийных лекций, клипов для практических занятий, электронных учебников с чертежами и иллюстрациями, интересных тестирующих программ? Для правильной оценки вклада в общее дело своих коллег руководитель должен хотя бы иметь четкое представление о временных затратах на подобные виды работ. Чтобы не получилось, что обычная методичка, например, на тему пенополистерол или экструдированный пенополистирол, по часам равнялась написанию полного курса лекций по новому предмету.
Вызывает определенные трудности и контроль присутствия на рабочем месте. Когда есть жесткий график работы, то проверить соблюдение трудовой дисциплины очень просто. Есть проходная, табельщики, служба охраны, отдел кадров и прочие надзирающие службы.
А как быть, если у сотрудников ненормированный рабочий день? В институты зачастую идут граждане, которых устраивает относительно свободный график посещения: женщины, имеющие маленьких детей; мужчины, совмещающие работу в нескольких местах; молодежь, планирующая сделать научную карьеру. Но специалисты отмечают, что нужна высокая самодисциплина, чтобы организовать самостоятельно рабочее время и выполнить запланированные задания. И вот здесь многое зависит от руководителя подразделения. Он должен найти индивидуальный подход к каждому сотруднику с учетом его возможностей, особенностей характера и творческого потенциала.
Очень важным условием для нормальной работы творческого коллектива является психологический климат, когда работников объединяет общее дело, нет скандалов и склок, зависти и подсиживания, разборок и жалоб в вышестоящие организации. Праздничные и юбилейные банкеты, совместные выезды на природу, конечно, могут сплотить коллектив, но больше всего ему нужны цели и задачи, решаемые только в тесном контакте с коллегами под руководством грамотного лидера.