Информационное Агентство "Финансовый Юрист"
Сделать стартовой страницей Добавить в избранное RSS
Сегодня 1.12.2022
Управленцу | Банкиру | Юристу | Бухгалтеру | Экономисту Контакты  | О проекте  

Статьи

Tweet

Все статьи данной рубрики

Архив по рубрикам

private banking Управление частными капиталами (Private Banking)
  • Управление частными капиталами, известное на Западе под названием Private Banking, в России развивается благодаря нарождающемуся спросу со стороны «средних богатых»
    Все большее число банков предлагают своим клиентам услуги частного банковского обслуживания (private banking). Однако, по мнению специалистов, до появления полноценного private banking в России еще далеко – отечественные финансовые институты не могут обеспечить клиентам весь спектр услуг, а зарубежным не хватает знания клиентов и местной специфики. Более того в молодом российском капитализме еще не развилась культура – как предоставления, так и потребления подобных услуг .

    Развитию private banking, как в России, так и во всем мире, с одной стороны способствуют рост числа состоятельных клиентов, с другой – усиление конкуренции между финансовыми институтами. По данным Merrill Lynch число людей чье состояние превышает $1 млн постоянно увеличивается, при этом по темпам прироста богачей лидируют азиатские страны, в первую очередь Китай и Индия. В среднем рост числа миллионеров в странах Азиатско-Тихоокеанского региона по оценкам Merrill Lynch составляет 8%. Для России показатель «прироста богачей» несколько скромнее: примерно 5% в год. Но, тем не менее, эта цифра существенно выше средних значений для стран Западной Европы. И в ближайшее время рост числа состоятельных россиян продолжится: по данным, экспертного управления президента РФ, только в III квартале 2005 г. приток частного капитала в Россию составил $2,9 млрд.

    Точное число «долларовых миллионеров» в силу закрытости российского бизнеса определить сложно. По оценкам Merrill Lynch и Capgemini в России живет свыше 80 тыс. миллионеров, а до 2010 г. их число может удвоиться. По мнению некоторых экспертов число обладателей состояния более чем $1 млн в Москве оценивается в 90-110 тыс. человек. При этом, быстрее других увеличивается слой «средних богатых». По словам шеф-редактора объединенной редакции ИД «Коммерсант» Владислава Бородулина, эпоха сверхбогатых людей в России заканчивается. «Начинается эпоха тех, кому острословы уже придумали прозвище «жалкие миллионеры». Это люди, которые заработали свои состояния не на переделе советской собственности, а например, на создании, развитии и последующией продаже собственного бизнеса. Имена этих людей лучше знакомы не прессе, а специалистам по финансам, в первую очередь банкирам. И это, по моему мнению, признак оздоровления ситуации», – сказал он.

    «Олигархи», как правило, в услугах стороннего банка не нуждаются – в их бизнес-империях имеются все необходимые финансовые институты. Поэтому «средние богатые» или, как их называют злые языки, «жалкие миллионеры» - наиболее перспективный слой для private banking. Из упомянутых 80 тыс. миллионеров в число потенциальных клиентов private banking, по оценкам независимого аналитика Алексея Гусева, входят около 15-20 тыс. человек – это те, кто имеет не менее $200 тыс. высвобожденных средств.

    От конвейера к «ручной сборке»

    Частное банковское обслуживание для физических лиц (private banking) – это управление состоянием (капиталом) клиента или его семьи. Оно подразумевает высокий уровень сервиса и максимальное разнообразие финансовых услуг. О наличии у себя услуги private banking заявляют многие российские банки.

    Но важно отличать private banking от банковского VIP-обслуживания. Последнее подразумевает лучший по сравнению со стандартным обслуживанием сервис и больший набор услуг, но в то же время VIP-обслуживание – это предложение стандартного пакета, пусть и адаптированного к возросшим требованиям клиента.

    По определению специалистов Deutsche Bank частное банковское обслуживание включает в себя:

    - Управление личным капиталом

    - Управление корпоративными активами

    - Кредитные решения

    - Решения для международных операций

    - Планирование процесса передачи капитала по наследству

    - Управление инвестициями – традиционные инструменты

    - Управление инвестициями – структурированные инвестиции

    - Управление инвестициями - альтернативные инструменты

    - Управление фондами.

    - Филантропия

    И, как показали исследования Merrill Lynch и Capgemini, при выборе банка решающее значение имеет уровень сервиса - клиенты private banking требуют исключительного (клубного) обслуживания. На втором месте стоит репутация банка, статус финансового института. А полноту услуг и их качество состоятельные люди ставят только на третье место.

    Необходимое условие для обеспечения высокого уровня сервиса – хорошая подготовка персональных менеджеров, под управлением которых находятся капиталы клиента. По словам заместителя председателя правления ИМПЭКСБАНКа Эльмиры Тихонычевой, профессиональный менеджер, должен быть доступен 24 часа в сутки. Более того, по мнению начальника управления развития департамента активных операций банка «ЦентроКредит» Михаил Машникова такой специалист должен уметь справляться с самым разнообразным кругом задач. «Задача управляющего - предоставление качественного сервиса клиенту. А значит, в сфере его ответственности находятся не только финансовые услуги. Менеджер должен уметь при необходимости решить какие-то иные проблемы, в том числе и бытового плана», - сказал Машников. – «Но нехватка подобных специалистов – одна из проблем развития private banking в нашей стране. Хорошие профессионалы есть, но все они специализируются в какой-либо узкой сфере. Например, на операциях на фондовом рынке, или в области управления недвижимостью. А профессионалов широкого профиля практически нет. Более того, есть области никем практически не освоенные – например, инвестиции в антиквариат, предметы искусства, и т.д. Людей с широким кругозором, которые смогут разбираться во всех этих вопроса и быстро находить специалистов из этих областей для экспертной оценки, надо выращивать еще со студенческой скамьи».

    И, наконец, немаловажный аспект – вопрос конфиденциальности. «Клиент буквально раскрывается перед банкиром. Иногда он открывает ему такие вещи, которые не известны даже его семье. Это очень щепетильная тема и клиент ожидает такого же щепетильного отношения со стороны управляющего», - замечает партнер Ernst&Young Юрий Нечуятов.

    Спор за прибыльный сектор

    По мнению специалистов, полноценный private banking в России еще не появился – скорее можно говорить о развитии VIP-обслуживания. «В России private banking пока находится в самом начале пути», - утверждает глава глобального управления крупным частным капиталом Deutsche Bank Ханс-Йорген Кох. – «Если вы хотите стать серьезным игроком на поле private banking вам необходимо обеспечивать весь возможный спектр услуг». По словам Михаила Машникова, пока что почти ни один отечественный банк не может обеспечить по-настоящему индивидуальный подход. «Когда в банке соотношение сотрудник/клиент составляет 1/100 или даже 1/1000, исключительного сервиса не получится: не хватит специалистов. Неизбежно будет получаться конвейер, пусть даже и адаптированный под каждого конкретного клиента. Кроме того, в России не реализованы многие вопросы, без которых private banking немыслим – например, процесс наследования капитала».

    «Развитие private banking быстрым быть не может – это процесс эволюционный, который будет продолжаться долго», - комментирует председатель правления ООО «Дойче Банк» Алексис Родзянко. – «Стоит отметить, что и в самом Deutsche Bank «продвинутую» платформу для работы с private banking выстроили лишь 4 года назад. Получается, что последние 45 лет мы пользовались недоработанной схемой».

    Сказать, кому достанется первенство в области частного банковского обслуживания – российским или зарубежным банкам, специалисты затрудняются. Каждая сторона имеет свои серьезные конкурентные преимущества. Слабость российских банков в сфере private banking – скромные по сравнению с зарубежными конкурентами возможности. В первую очередь это касается способности предоставить клиенту полный спектр услуг по всему миру. Как говорит Ханс-Йорген Кох, private banking – это бизнес без границ: «Мы следуем за клиентом, где бы он ни был, даже в самые удаленные и экзотические места». Другой козырь иностранцев – более высокая надежность и лучшая репутация. Не на последнем месте стоят бизнес-технологии, которые западные банки оттачивали в течение десятилетий.

    С другой стороны на стороне отечественных финансовых институтов – лучшее знание своего клиента и местной специфики. «Российские банки станут серьезными игроками в сфере private banking благодаря тому, что они ближе к клиентам, знают кому стоит выдавать кредит, а кому нет. Они лучше знают людей, а многие бизнес-предприятия нынешних состоятельных людей были созданы на глазах и в тесной кооперации с российскими банками», - говорит Алексис Родзянко.

    Не исключено, что для более успешной работы, главные конкуренты объединятся. «Альянсы между зарубежными и российскими банками в этой области возможны, более того, где-то неформально они уже существуют», - сказал Родзянко. Однако наиболее вероятный вариант развития событий – укрупнение отечественных финансовых институтов до таких размеров, когда они смогут обеспечивать качество услуг на уровне ведущих западных сетей. «Есть законодательные нормы, которые допускают слияние банков, и уже хорошо заметна тенденция к укрупнению. Более того, российские власти не заинтересованы в том, чтобы столь лакомый кусок – крупные частные капиталы - утекли за рубеж. Поэтому они неизбежно будут поощрять объединение российских банков», - говорит Михаил Машников.

Логин
Пароль

Расчет отпускных в 2022 году. Новые правила расчета отпуска

На первый взгляд кажется, что расчет отпускных - это не такая уж и трудная задача. Такой точки зрения обычно придерживаются практически все сотрудники, за исключением естественно бухгалтера. Ведь бухгалтеру известно, что стандартных ситуаций при расчете о...

Паспорт РФ: получение паспорта, обмен паспорта и восстановление паспорта при утере

В данной статье я постараюсь рассмотреть порядок действий, которые необходимы для получения общегражданского паспорта РФ, обмена российского паспорта по окончанию срока его действия и восстановления паспорта РФ при его утере, а так же разъяснить законодат...

Бизнес план. Составление бизнес-плана

Бизнес план - это именно то, с чего необходимо начинать любой успешный бизнес-проект. Это требуется как для общего увеличения КПД предприятия, так и для развития и планирования повышения отдачи от каждого отдельно взятого сотрудника.

И именно дл...

Трудовая книжка. Образец заполнения трудовой книжки

Трудовая книжка - это один из главных документов, подтверждающих трудовую деятельность и рабочий стаж работника. В соответствии с существующим законодательством, работодателю необходимо вести трудовую книжку на каждого сотрудника, проработавшего в организ...

Гражданско-правовой договор. Достоинства и недостатки гражданско-правового договора

Как правило при приеме на работу нового сотрудника фирма заключает с ним трудовой договор, этот вариант используют большинство компаний и он находится в полном соответствии с трудовым законодательством. Однако это не всегда это приемлимо для работодателя,...