Банковская гарантия - это один из способов обеспечения финансовых обязательств. По гражданскому законодательству РФ банк, кредитная организация или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство (банковскую гарантию) уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства).
Для кредитора использование банковской гарантии – это надежное доказательство того, что обязательство партнера перед ней будет исполнено, или риском быть обманутым гарантом, – в зависимости от содержания соглашения, составленного компанией.
Когда один из участников договора не выполняет своих обязательств перед другим потерпевшая фирма может потребовать от должника возместить ей все убытки через суд. Но получить деньги от контрагента удается далеко не всегда. Часто кредитор не может доказать, что он понес убытки именно из-за того, что партнер нарушил условия договора. А если потерпевшей компании все же удалось убедить судей, у должника вполне может попросту не оказаться достаточных средств или имущества, чтобы рассчитаться с кредитором.
Избежать описанных проблем поможет банковская гарантия. Ее смысл состоит в следующем. Кредитное учреждение (гарант) обязуется выплатить определенную сумму в пользу фирмы (бенефициара), которую указал должник (принципал). Покупатели товаров прибегают к банковской гарантии, чтобы подтвердить свою платежеспособность.
Договор банковской гарантии
Мы определили, что банковская гарантия может быть очень полезным инструментом расчетов, однако она станет им только в том случае, если правильно оформить все необходимые документы.
Понятно, что гарант и принципал строят свои отношения на возмездной основе. Последний выплачивает кредитному учреждению вознаграждение за выдачу банковской гарантии. Его размер и условия сделки определяет соглашение между гарантом и принципалом. Если должник нарушил договорное обязательство, которое обеспечено банковской гарантией, кредитное учреждение предъявит к нему регрессные (обратные) требования. Когда гарант выплачивает бенефициару деньги по банковской гарантии, он учитывает размер вознаграждения, которое должен получить от принципала. Существует опасность, что банк безосновательно спишет с его счета завышенную сумму. Поэтому размер регрессного требования гаранта к принципалу должен быть четко прописан в соглашении между ними (ст. 379 ГК РФ).
Бенефициар должен предъявить гаранту требование выплатить ему деньги. Также он обязан представить документы, которые подтверждают, что принципал получил предварительное требование или то, что последний не располагает достаточной суммой (п. 1 ст. 374 ГК РФ). Эти условия кредитное учреждение обычно указывает в гарантийном обязательстве. Существует опасность, что в соглашении гарант обяжет бенефициара предъявить такие документы, которые практически невозможно представить. Бенефициару нужно учесть это обстоятельство. Поэтому он должен внимательно оценить требования к документам, которые установил гарант в тексте соглашения.
Обратите внимание: иногда гарант вправе не рассчитываться с бенефициаром. Первый такой случай – если срок гарантии уже истек. И второй – если окажется, что требование бенефициара об оплате или представленные им документы не соответствует условиям гарантии. По другим основаниям кредитное учреждение отказать бенефициару не вправе.
К проверке бумаг, представленных бенефициаром, гарант должен относиться сугубо формально. Это соответствует общему смыслу норм о банковской гарантии. При этом кредитная организация не имеет права проводить анализ сделки между принципалом и бенефициаром. Поэтому следует пресекать все попытки гаранта переходить от внешнего сопоставления требования бенефициара и приложенных к нему документов к исследованию отношений партнеров. Ведь банк может делать это не только по заблуждению, но и умышленно.
Преимущества банковской гарантии для бенефициара
Для этого ему необходимо предъявить гаранту письменное требование (претензию или другой документ, который соответствует условиям гарантии), чтобы последний выплатил деньги. Причем он должен сделать это, невзирая на претензии, которые принципал может иметь к бенефициару. Банковская гарантия сохраняет свою силу, даже если впоследствии обязательство принципала по договору будет уменьшено или суд вовсе посчитает контракт недействительным. Поэтому бенефициару выгодно ее использовать.
Кроме того, даже если должник возместил партнеру убытки с помощью банковской гарантии, это не значит, что он освобожден от обязательств по договору. Текст контракта может быть составлен таким образом, что бенефициар получит и неустойку, и причитающееся ему по договору, то есть двойную выгоду (п. 2 ст. 396 ГК РФ). В данной ситуации положение принципала по сравнению с остальными участниками крайне неблагоприятно.
Таким образом, банковская гарантия прежде всего защищает интересы бенефициара.
Права и обязанности гаранта
Пункт 2 статьи 377 Гражданского кодекса дает возможность гаранту самостоятельно определить размер своей ответственности в договоре. Так, если он не выполнил обязательства перед выгодоприобретателем, он вправе выбирать из следующих вариантов:
- возместить бенефициару проценты или убытки;
- не нести какой-либо ответственности;
- обязаться выдать бенефициару определенную сумму;
- выплатить ему неустойку в размере и порядке, указанных в соглашении о гарантии.
Таким образом, бенефициару нужно очень серьезно отнестись к выбору гарантом вида своей ответственности. Иначе он может оказаться в невыгодном положении или вообще остаться ни с чем.
Бенефициару следует обратить внимание и на срок гарантии. Случается, что в соответствии с условиями гарантии он не может предъявить требование банку в течение всего времени ее действия. Такое происходит, если банк требует бумаги, которые можно получить только после того, как принципал выполнит свои обязательства перед бенефициаром. В таком случае суд объявит гарантийную сделку мнимой, то есть недействительной (п. 1 ст. 170 ГК РФ).
Также это может произойти, если какие-то условия банковской гарантии не будут соответствовать положениям Гражданского кодекса. Например, банк может неправильно указать валюту платежа – «доллар». А это официальная денежная единица нескольких стран мира. Естественно, при конвертации долларов разных государств в рубли итоговые суммы будут отличаться.
Банковская гарантия в бухгалтерии и налогообложении
Предоставление гарантии является банковской операцией (п. 8 ст. 5 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»). Значит, затраты на оплату такой услуги фирмы могут учесть расчитывая налог на прибыль.
Проблемы могут возникнуть при определении вида издержек. Как правило, затраты на услуги банков включаются либо в состав прочих, либо в состав внереализационных расходов (подп. 25 п. 1 ст. 264, подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ). Выбор конкретной статьи зависит от того, есть непосредственная связь между банковской услугой и производством или такой связи нет.
Однако предоставление банковской гарантии – услуга особая. Как уже говорилось, довольно часто фирмы обращаются за гарантией, когда собираются покупать какие-нибудь материальные ценности. А в некоторых случаях Налоговый кодекс требует, чтобы расходы, связанные с приобретением имущества, учитывались в его первоначальной стоимости.
Налоговая служба отрицает связь между вознаграждением за выдачу банковской гарантии и приобретением имущества. В прошлом году МНС порекомендовало включать комиссию в состав внереализационных расходов при покупке основных средств (письмо от 21 мая 2004 г. № 02-5-11/98). А нынешней весной эту рекомендацию налоговики распространили и на гарантию оплаты покупных товаров (письмо УФНС по г. Москве от 11 марта 2005 г. № 20-12/15534). Общий вывод двух писем таков: банковская гарантия напрямую не связана ни с приобретением основных средств, ни с реализацией покупных товаров. Следовательно, увеличивать их стоимость на сумму вознаграждения банку нельзя. Его надо учитывать отдельно как косвенные расходы.
В бухгалтерском учете комиссионное вознаграждение банку, выдавшему гарантию, считается расходом, связанным с приобретением имущества. Если такие затраты имели место до того как ценности были оприходованы, то их сумма включается в фактическую себестоимость товаров или в первоначальную стоимость основного средства (п. 5, 6 ПБУ 5/01, п. 8 ПБУ 6/01).
Очевидно, что получение банковской гарантии повлечет за собой различия между данными бухгалтерского и налогового учета. А значит, бухгалтеру придется фиксировать налогооблагаемые временные разницы и отложенные налоговые обязательства.
Учтите, что подход налоговой службы к вознаграждениям за выдачу банковской гарантии не универсален. В письме Минфина России от 1 августа 2005 г. № 03-03-04/1/ 111 рассмотрены два случая, когда сумму банковской комиссии все-таки придется включать в стоимость активов.
В первом случае фирма получила банковскую гарантию, которая обеспечивала ее обязательства по займу, израсходованному на покупку основного средства. Авторы письма пояснили, что гарантия, полученная для обеспечения целевого кредита, имеет непосредственную связь с приобретением имущества. Поэтому выплаченное за нее вознаграждение сначала следует включить в первоначальную стоимость, а потом списывать через амортизацию (ст. 257 НК РФ). Кстати, в такой ситуации избавиться от временных разниц все равно не удастся. Они появятся из-за процентов по кредиту, которые в бухгалтерском и налоговом учете отражаются по-разному.
Во втором случае фирма получила в банке гарантию оплаты материальных ценностей, отгруженных с отсрочкой платежа. Имеются в виду сырье, материалы и комплектующие, которые учитываются в составе материальных расходов. Пунктом 2 статьи 254 Налогового кодекса предусмотрено, что стоимость этих ресурсов формируется с учетом всех дополнительных затрат. По мнению Минфина, в состав этих затрат надо включать и вознаграждение за выдачу банковской гарантии.
Справочная информация
Гарант берет на себя обязательство рассчитаться за своего клиента. Самые распространенные – платежные гарантии. Их смысл состоит в том, что банк-гарант отвечает перед кредитором за расчеты должника по контракту.
Принципал поручает гаранту совершать сделки от своего имени и за свой счет. Фирма-принципал может поручить банку выпустить гарантию, открыть аккредитив, взыскать платеж и т. п. Эквивалент этого термина в русском языке – «приказодатель».
Бенефициар – получатель выгоды. Договор гарантии заключают в его пользу. В банковской практике бенефициар – это получатель платежа. Если компания выпустила через банк гарантию или аккредитив, бенефициаром будет ее партнер, в пользу которого она сделала это.