Финансовая отчетность - это совокупность показателей бухгалтерского учета, отраженных в форме определенных таблиц, которые отражают движение имущества, обязательств и финансовое положение предприятия за отчетный период. Финансовая отчетность представляет из себя единую систему данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении и составляется на основе данных бухгалтерского учета.
Годовой отчет организаций (кроме кредитных, страховых и бюджетных) включает 6 форм. Формы финансовой отчетности носят рекомендательный характер. При самостоятельной разработке форм организацией должны быть соблюдены общие требования к бухгалтерской отчетности, изложенные в ПБУ 4/99, а именно: отчет об изменении капитала, бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании полученных средств, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу и отчет о прибылях и убытках.
Стоит так же отметить, что субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку отчетности имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснительную записку.
Подготовка и представление годового отчета, а также сами типовые формы бухгалтерской (финансовой) отчетности регламентируются следующей нормативной базой:
1) "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (редакция от 18.09.06)
2) Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 №67н (в редакции от 18.09.06)
3) Указания о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности (редакция от 18.09.06)
4) Письмо Минфина РФ от 9 сентября 2003 г. N 16-00-13/05
5) Письмо Минфина РФ от 18 февраля 2004 г. N 16-00-10/3
6) Письмо Минфина РФ от 29 сентября 2003 г. N 16-00-17/31
Анализ финансовой отчетности
Целью анализа финансовой отчетности является определение наиболее эффективных путей достижения прибыльности компании, а основными задачами является анализ доходности и оценка финансовых рисков предприятия.
Финансовая отчетность составляется фирмами с учетом существующих национальных стандартов, а также международных стандартов, разрабатываемых международными экономическими организациями, а для стран - членов ЕС - также стандартов ЕС. Фирмы, имеющие заграничные дочерние предприятия, применяют консолидированную финансовую отчетность, составляемую на основе информации, получаемой от всех родственных фирм, и представляемую как единую отчетность компании.
Анализ финансовой отчетности проводится прежде всего финансовыми менеджерами своей фирмы для выявления и устранения проблем в текущей деятельности фирмы, для выработки и принятия оптимальных решений по вопросам повышения эффективности производственно-сбытовых операций, рационального использования имеющихся ресурсов, повышения платежеспособности и усиления устойчивости финансового положения фирмы, а также для обеспечения выполнения плановых финансовых показателей и обязательств фирмы перед кредиторами и инвесторами.
Анализ финансовой отчетности проводится также аудиторами с целью ревизии отчетности и определения правильности уплаты налогов. Аудиторы на основе анализа делают официальное заключение о финансовом состоянии фирмы, которое включается в годовой отчет, представляемый высшим руководством фирмы собранию акционеров.
Акционеров интересует в первую очередь прибыльность и надежность ценных бумаг, держателями которых они являются.
Финансовая отчетность фирм, зарегистрированных на фондовой бирже, анализируется специалистами-аналитиками этих бирж, поскольку от состояния дел фирмы зависит цена ее акций на бирже. Крупные институциональные инвесторы - банки, страховые компании, различные специализированные фонды - содержат в своем штате профессиональных аналитиков, которые постоянно следят за изменением показателей в финансовой отчетности интересующих их фирм.
Банки, обслуживающие фирму, также находятся постоянно в курсе ее финансовых дел и тщательно анализируют балансовые показатели, показатели отчета о прибыли и другие отчетные документы. Они следят за состоянием кредитоспособности фирмы, за наличием у нее средств, гарантирующих возврат в установленный срок полученных займов и кредитов.
Специализированные консультационные фирмы, предоставляющие своим клиентам информацию о финансовом положении фирм и делающие оценку перспектив их развития, также систематически следят за состоянием хозяйственной деятельности фирм на основе их финансовой отчетности и публикуют или выдают такую информацию за весьма высокую плату. Это относится и к справочно-кредитным фирмам, которые в результате изучения показателей финансовой отчетности составляют заключения о платежеспособности фирмы, предоставляемые своим клиентам или разовым пользователям за заранее установленную в абонементе плату.
Такая информация интересует предпринимателей, которые либо обращаются к специализированным фирмам, либо получают финансовые отчеты от фирм-контрагентов и тщательно их изучают. Предпринимателей интересует в первую очередь надежность и кредитоспособность контрагента, т.е. в каких размерах фирма может нести ответственность по своим обязательствам и что ее партнер получит в случае ликвидации (банкротства) фирмы, а также сможет ли фирма-контрагент погасить в срок свою задолженность.
Международная практика выработала определенные методы анализа финансовой отчетности, которые основываются на различных абсолютных и относительных типовых показателях, позволяющих проводить не только анализ балансовых статей отдельной фирмы, но и сопоставительный анализ по ряду фирм одной отрасли хозяйства или занимающихся аналогичными видами деятельности. Такие сопоставления обычно проводятся не только за отчетный год, но и за ряд лет, отражающих довольно длительный период деятельности фирмы. Это позволяет определить тенденции развития фирмы на перспективу, что имеет большое значение в практической деятельности фирм, поскольку они осуществляют как долгосрочное, так среднесрочное и текущее внутрифирменное планирование.
В зависимости от целей анализа финансовой отчетности и заинтересованных в его результатах пользователей применяются различные виды анализа и разный набор показателей - финансовых коэффициентов, а именно:
- абсолютные показатели для ознакомления с отчетностью, позволяющие сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложений, источниках поступления денежных средств, размеров полученной прибыли, системы распределения дивидендов:
- сравнимые процентные показатели (Percentage Changes) для чтения отчетности и выявления отклонений по важнейшим статьям финансовой отчетности;
- анализ горизонтальных процентных изменений (Horizontal Percentage Changes), характеризующих изменения отдельных статей финансовой отчетности за год или ряд лет. Например, рост в процентах: чистых продаж, себестоимости реализованной продукции, валовой прибыли, чистой прибыли, производственных расходов и др.;
- анализ вертикальных процентных изменений (Vertical Percentage Analyses), предполагающий соотношение показателей различных статей по отношению к одной выбранной статье. Например, доля в процентах от объема продаж: себестоимости реализованной продукции, валовой прибыли, производственных расходов, дохода от основной деятельности, чистого дохода;
- анализ тенденций (трендовый анализ), характеризующих изменение показателей деятельности фирмы на протяжении ряда лет по сравнению с базовым показателем, равным 100. Его цель - оценка работы финансовых менеджеров в прошлый период и определение прогноза их поведения на будущее;
- сравнительный анализ, проводимый с целью сопоставления отдельных показателей деятельности своей фирмы с показателями фирм-конкурентов одной отраслевой принадлежности и примерно одинаковых размеров (с учетом различных методов отчетности). Этот анализ позволяет выявить стратегию конкурентов и перспективы их развития;
- сравнение со среднеотраслевыми показателями, показывающее устойчивость положения фирмы на рынке. Проводится с учетом общих изменений состояния хозяйственной конъюнктуры в отрасли и в экономике страны в целом, в частности, уровня цен, динамики процентной ставки, степени обеспеченности сырьем и материалами;
- анализ показателей путем использования финансовых коэффициентов (Ratios), расчет которых основывается на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Значение таких коэффициентов определяется возможностью сопоставления полученных результатов с существующими общепринятыми стандартными нормами - усредненными отраслевыми коэффициентами, а также с применяемыми в стране или в конкретной фирме показателями анализа финансовой отчетности.
Финансовые коэффициенты используются для оценки деятельности финансовых менеджеров и учитываются ими при принятии управленческих решений. Такие коэффициенты доступны и акционерам, которые на их основе могут самостоятельно проанализировать эффективность деятельности фирмы и ее текущее финансовое положение.
Международные стандарты финансовой отчетности
Фундаментальные изменения в мировой экономике, связанные с ее глобализацией, возрастание роли международной интеграции потребовали унификации бухгалтерского учета, достижения единообразия и прозрачности при составлении финансовой отчетности, особенно, в части формирования и исчисления прибыли, учета и отражения инвестируемых средств. Учет, отчетность, аудит должны основываться на единых принципах и давать пользователям такую информацию об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта, которая понятна, сравнима, значима, существенна и надежна, т.е. обладает полнотой и базируется на экономических подходах.
Очевидно, что ни один национальный финансовый рынок в отрыве от международного нормально развиваться не сможет, поэтому процесс выработки единых мировых стандартов невозможно остановить. Также невозможно нашей стране остаться вне их рамок, потому что в основе международных стандартов лежит обобщение мировой практики в области учета, отчетности и аудита, простота восприятия финансовой информации, четкая экономическая логика. Международные стандарты нужно рассматривать, прежде всего, как эффективный инструментарий для выхода на международные рынки капитала, как новый комплексный подход к формированию финансовой информации.
Вместе с тем переход на международные стандарты не должен быть самоцелью. В действительности ни одна промышленно развитая страна в мире не использует их полностью как национальные стандарты. Поэтому переход России на международные стандарты учета, отчетности и аудита следует рассматривать как отправную точку реформы и искать такие пути для адаптации международных стандартов к российской специфике, которые обеспечили бы общую сопоставимость финансовой отчетности российских и западных компаний.
Переход России на МСФО - это важный шаг в процессе построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом. Увеличение корпоративной прозрачности будет означать, что инвестиции станут менее рискованными для инвесторов, а значит, более дешевыми.
Вместе с тем переход на МСФО нельзя рассматривать как единственную цель реформирования российского учета и отчетности. В действительности реформа должна быть гораздо глубже и заключаться в построении эффективной надстройки над новым типом хозяйственных отношений. В итоге должна быть создана среда, обеспечивающая формирование полезной и объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности компаний. Невозможность перехода на МСФО "в один день" обусловлена необходимостью осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий. Так, анализ возможностей интеграции российского бизнеса в международные структуры, создания эффективной защиты национальных интересов в сфере экономики показывает, что уже сейчас Россия столкнулась с проблемами дефицита профессионалов с международными сертификатами в области бухучета, финансовой отчетности и аудита.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 238 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, цель которой - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Данной Программой намечена разработка предписаний (стандартов) по финансовой отчетности, содержащих основную часть требований международных стандартов.
Программой предусмотрено ввести с 2003 года требование к организаторам торговли на рынке ценных бумаг - включать в котировальные листы первого уровня ценные бумаги только тех компаний, которые представляют консолидированную финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с требованиями МСФО и проаудированную в соответствии с требованиями российского законодательства либо в соответствии с международными стандартами аудита (далее - МСА). С 2006 года будет введено требование - допускать к торговле ценные бумаги только тех компаний, которые представляют консолидированную финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с требованиями МСФО и проаудированную в соответствии с требованиями российского законодательства либо МСА. Данное требование означает, что в 2006 году указанные компании должны будут представить проаудированную консолидированную отчетность по МСФО за 2005 год, включая сравнительную информацию за 2004 год.
В связи с тем, что значительная доля крупнейших российских компаний - эмитентов ценных бумах - в целях листинга на американском фондовом рынке составляет отчетность по GAAP, для них вводится переходный период. Немедленный переход на МСФО для этих компаний сопряжен с очень значительными затратами, не всегда оправданными с точки зрения пользователей их отчетностью.
Следует отметить, что американские стандарты отчетности GAAP имеют тенденцию сближения с МСФО. Об этом свидетельствуют совместные консультации двух органов, устанавливающих стандарты, - Совет по стандартам отчетности США и Правление КМСФО. Кроме того, начиная с 2001 года, в Правлении КМСФО действует постоянный проект по сближению МСФО с национальными стандартами финансовой отчетности, прежде всего, с GAAP. Ожидается, что к 2005 году различия между этими двумя системами отчетности будут максимально сглажены. Таким образом, переход российских компаний, которые в настоящее время пользуются стандартами GAAP, на МСФО после 2005 года будет существенно упрощен.
Однако существует ряд других проблем. До настоящего времени в России не урегулирован правовой статус отчетности по МСФО, не принято решение о составлении индивидуальной финансовой отчетности и консолидированной отчетности по МСФО для компаний с котируемыми ценными бумагами и выборе стандартов для компаний с некотируемыми акциями, нет признанной органами власти и КМСФО официальной редакции МСФО на русском языке, и, наконец, отсутствует система контроля за достоверностью отчетности.
б) в результате саморегулирования путем введения требования обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО.
Кроме того, необходимо создание профессионального органа, который осуществлял бы мониторинг отчетности, представляемой российскими компаниями по МСФО. Такой орган целесообразно создать на самом раннем этапе внедрения МСФО, т.е. уже в 2003 году. Мониторинг не сможет обеспечить реальный контроль над процессом представления отчетности по МСФО, но позволит выявить основные проблемы при составлении отчетности, а также компании, нарушающие требования МСФО. Информация о компаниях, допустивших нарушения, и о самих нарушениях должна быть публична.