Еще в послании Федеральному собранию от 2005 года президент отметил, что для притока капиталов в российскую экономику необходимы дополнительные стимулы. На это Федеральное собрание ответило предложением разрешить гражданам задекларировать капиталы, накопленные ими в предыдущие годы, с соблюдением двух условий (необходимых и достаточных): уплата 13%-ного подоходного налога и внесение соответствующих сумм на счета в российские банки, однако при этом не содержало готового решения, а лишь давало направление, в котором нужно было двигаться дальше. Например, не было уточнено, идет ли в предложении речь только о «зарубежных» капиталах или обо всех финансовых средствах, обращающихся в теневой экономике, имеет ли значение кем получены доходы - физическим или юридическим лицом.
Под налоговой амнистией как правило понимается предложение со стороны государства «налогонеплательщикам» погасить недоимки в обмен на отмену наказания, которое могло бы быть наложено в случае выявления нарушений, однако не стоит забывать, что налоги должны быть неизбежны, налоговая амнистия - это не простое списание неуплаченных налогов, прощение возможно при соблюдении определенных условий.
Таким образом идею президента можно распространить на ситуации с серыми схемами оптимизации налогов и позволить российским налогоплательщикам загладить вину за допущенные в предыдущие годы ошибки при минимизации налогов сомнительными способами и начать свою налоговую историю с чистого листа. Большинство серьезных компаний готовы пойти на этот шаг и заплатят налоги в обмен на гарантии непривлечения к ответственности и предоставления рассрочек с целью сохранения финансовой устойчивости предприятия. Стоит так же отметить, что налоговая амнистия интересна в первую очередь организациям, а не гражданам.
В пользу налоговой амнистии говорит множество факторов:
- Несправедливо наказывать сегодня за нарушения, совершенные вчера, когда налоговое бремя было намного тяжелее. Вспомним: налог на прибыль - 35%, ЕСН - 36%, НДС - 20%, а еще налоги с выручки, налог с продаж, дополнительные сборы на местах и т. д.
- В настоящий момент, когда налоговая нагрузка стала значительно ниже, желающих платить налоги становится больше, таким образом налоговая амнистия поможет придать предпринимателям уверенность в завтрашнем дне и станет реальным шагом к нормализации отношений между государством и бизнесом.
- Слова президента о том, что долгие годы наша налоговая система находилась в стадии формирования, по сути, означают, что государство признало несовершенство действовавшего ранее налогового законодательства. Но, прежде чем наказывать, государство обязано объяснить и закрепить свои требования в законах. Поэтому только по завершении налоговой реформы государство получит право на привлечение к ответственности тех, кто, понимая закон, тем не менее уклоняется от исполнения налоговых обязательств.
- Не стоит забывать, что налоговые органы не в силах выявить все недоимки. Поэтому проведение налоговой амнистии так же может значительно пополнить российский бюджет.
- Налоги - это бич современного российского бизнеса, что нередко используется в недобросовестной конкурентной борьбе. Поэтому у предпринимателей, которым уже есть что терять, в том числе деловую репутацию, появляются стимулы для правомерного поведения и в будущем.
Таким образом, мы видим, что существует целый ряд факторов не только оправдывающих проведение налоговой амнистии, но и говорящих о ее насущной необходимости, однако существует и обратная сторона медали.
Против налоговой амнистии говорят следующие факторы:
- Часто задают вопрос, как можно простить одним в то время как другие платили. С одной стороны это правильно, но с другой, стоит пойти на компромисс и предоставить приемлемые условия для кто хочет вернуть долги.
- Необходимо донести до граждан, что налоговая амнистия - это разовое мероприятие и в дальнейшем на его повторение расчитывать не стоит, иначе люди с чистой совестью будут задерживать налоги надеясь на грядущую налоговую амнистию.
- Срок амнистии должен быть ограничен, но достаточен для размышлений, расчетов и получения соответствующих одобрений. Оптимально будет вместе с проведением амнистии принять закон который четко разграничил бы понятия налоговая оптимизация и уклонение от уплаты налогов: он обозначил бы ориентиры для налогоплательщиков, желающих полностью отказаться от серых схем оптимизации налогообложения.
- Закон о налоговой амнистии должен обеспечить твердые гарантии о непривлечении к ответственности для желающих исправиться
- Необходимо гарантировать конфиденциальность полученных сведений, никто не захочет сообщать о своих доходах публично
Именно такие приоритеты ставились на начальном обсуждении налоговой амнистии, однако ничто не стоит на месте, иеняются и приоритеты, теперь для поддержания проекта налоговой амнистии для граждан и предприятий необходимо чтобы:
- Во-первых, ставка была разумна. Если предприниматель держит деньги за рубежом, он должен иметь возможность вернуть их, положив на счет в российском либо в дочернем от иностранного банке, зарегистрированном и работающем в России. Заплатить он должен минимальный сбор. Это не должно быть налогом, и это не должно быть 13%. На условиях уплаты 13% уже сейчас можно легализовать любые суммы - есть масса способов задекларировать доход, заплатив с него сейчас даже меньше 13%.
- Во-вторых. Амнистия должна касаться не только зарубежных вкладов, но и наличных сбережений граждан.
- В-третьих, легализация собственности. Закон должен четко прописать категории собственности, приобретенной до момента окончания налоговой амнистии, которые становятся легальными, если они задекларированы и в свидетельстве указано, что она приобретена до определенной законом даты.
- В-четвертых, сроки налоговой амнистии. Амнистия должна захватить как минимум два налоговых периода. Ведь кто-то может просто не успеть.
Однако несмотря на все эти проблемы, налоговая амнистия - это реальный шанс дать предпринимателям свободу для решительного экономического рывка вперед, и этот шанс перед лицом международной конкуренции нельзя не использовать.