Выбирая себе “предметы писательского быта”, мы руководствуемся только одним критерием - “удобно”. Не многие из нас задумывались над тем, откуда берутся канцелярские принадлежности, какие фирмы их выпускают, какова наценка на канцелярские товары. Принципиальное значение имеют лишь формат, объем и цвет.
Не смотря на высокий спрос канцелярских товаров, глобального маркетингового исследования рынка, в России, пока не проводилось. Во всем мире “канцелярка” воспринимается как очень не серьезная индустрия.
Тем не менее, практика показывает, что канцелярский бизнес не менее (а в некоторых случаях и более), рентабелен, чем многие другие сферы деятельности.
Специалисты, занимающиеся поставкой канцелярии, условно делят свою продукцию на 2 направления:
- офисные принадлежности (скоросшиватели, лотки, органайзеры, папка для документов и т.д.);
- школьная канцелярия (пеналы, тетради, пеналы, и пр.).
Кроме этого, существуют так же еще и узкоспециализированные направления, например: “элитная” канцелярия (ручки (типа “Паркер”), дорогие записные книжки, визитницы); детская канцелярия (раскраски, фломастеры); расходные канц. материалы (бумага для копиров, или принтеров), “электронная канцелярия” (переводчики, калькуляторы).
Каждая группа товаров, в свою очередь имеет несколько тысяч наименований, которые пользуются спросом в определенном сегменте.
Российский рынок канцтоваров растет крайне быстро. Это связано, в первую очередь, с открытием новых фирм.
Годовой рост потребления канцелярии составляет 15%. Причем, в то время, пока в стране был финансовый кризис, спрос не уменьшился. Такие объемы достигаются за счет постоянного увеличения ассортимента и снижение цены. К примеру, известно, что ассортимент канцелярских товаров, который пользуется у нас широким спросом, составляет порядка 2 тыс. наименований, средняя же стоимость, не превышает 20 руб.
Кроме этого, на канцелярском рынке очевидна тенденция повышения спроса на продукцию с добавленной стоимостью. Говоря иначе, конечный потребитель готов переплачивать, но только при определенных условиях:
Во-первых – если товар качественный. Хотя, сегодня качеством канцелярских принадлежностей уже никого не удивишь. Всем известно, что самая простая ручка может прослужить бесконечно долго, даже в жестких условиях эксплуатации.
Во-вторых – если товар функциональный. Предметы многоцелевого использования, к примеру, ручка-маркер, степлер-антистеплер, карандаш-ластик, ценятся дороже.
В-третьих – если товар имеет современный дизайн. К примеру, необычный цвет.
За счет всего этого и достигается высокая рентабельность рынка канцтоваров.
Всего же на рынке канцтоваров около 3,5 тыс. фирм. В ведущую же группу входит только 4 крупных компании с оборотом, в 100 млн. долл., около 30% корпоративного сегмента канцелярского рынка принадлежит не большим компаниям.
По мнению экспертов, основной тенденцией на канцелярском рынке является импортозамещение и рост российского производства. Это, в первую очередь, касается, тех групп канцтоваров, где оборот является наибольшим: папок, пишущих принадлежностей, корректуры.
Эксперты так же считают, что рынок канцелярских товаров, в ближайшие время ждет значительный рост, так как, потребители, воспринимает канцтовары как неотъемлемую часть своей потребительской корзины.