По мнениям экспертов, в начале XXI века российский автомобильный рынок был одним из самых процветающих и быстрорастущих - возросли не только объемы производства автомобилей, люди стали чаще покупать новые и дорогостоящие машины.
Выгодное автокредитование стало одним из решающих факторов в данной положительной тенденции. Устойчивая динамика развития автомобильного рынка была буквально оборвана в 2009 году, когда на голову россиян, как снег, свалился финансовый кризис. Этот год стал одним из самых сложных в истории современной российской промышленности.
Несмотря на то, что финансовый кризис 2009 года остался позади, показатели автомобильного рынка все еще не возросли до значений 2008 года. Это и понятно – не так-то просто запустить остановленные производства и увеличить количества продаж, когда у людей отсутствуют деньги. А те, у кого они есть в наличии, опасаются повтора 2009 года и предпочитают хранить их, нежели тратить.
Огромную роль в поднятии российского авторынка сыграло государство, которое помогло подняться на ноги заводам-производителям. Особое значение получила программа по утилизации старых автомобилей, которая позволила не только избавиться от бесполезных груд металлолома, но и способствовала значительному увеличению темпов и объемов продаж и производства. Продажа авто в данном случае рассматривается продавцами, как выгодная сделка, позволившая значительно подняться дилерам автомобилей русской сборки.
На сегодняшний день программа стимулирует покупку наиболее дешевых моделей, недорогих в обслуживание. В среднем рост продаж зарубежных брендов превышает показатели торговых сделок, предметом которых является машина традиционной российской марки. Сбыт современных и дорогих машин пока остается на достаточно низком уровне и имеет незначительные тенденции к росту.
Хотя в первом полугодии 2010 года показатели автомобильного рынка увеличились на 70% по сравнению с тем же полугодием 2009, в целом, сейчас еще рано говорить о каком-либо восстановлении автомобильного рынка, так как резкий рост продаж и производства в 2010 году был большей частью вызван введенной программой по утилизации. Увеличение продаж иностранных брендов, произведенных в России, можно объяснить эффектом так называемого «импортозамещения». Конечно, нельзя отрицать факта появления позитивных тенденций на российской автомобильном рынке, но и прямыми доказательствами повышения общих показателей это все-таки не является.
По мнению многих экспертов, после резкого увеличения показателей 2010 года, в 2011 году российский авторынок ожидает спад продаж приблизительно на 20-25 процентов. После окончания утилизационной программы ожидается и замедление роста производства. Многие заводы, производящие машины иностранных брендов (например, Renault), уже сократили количество выпускаемых машин.
Существует мнение, что самая тяжелая обстановка сложится вокруг «АвтоВАЗа». С одной стороны этому поспособствует завершение программы утилизации, с другой – возрастет конкуренция со стороны иномарок и масштабные планы зарубежных автопроизводителей.