Российский бизнес не стал искать оригинальности, обходя современные решения и технология, уделяя все больше внимания сети интернета. В какой-то мере помог этому и экономический кризис в России, вынуждающий теперь более прагматично смотреть на любые бизнес-решения.
Любой инструмент бизнеса, когда его применение становится массовыми повсеместным, для кого-то превращается уже не только в средство, но и в саму цель. Как итог – обcлуживание интернет-сегмента становится собственной и весьма масштабной нишей, сюда переходит ряд экономического влияния стандартных медиа (радио, телевидение и печать), здесь начинают развиваться собственные кластерные ниши.
«Основа основ», которая делает интернет полезным для бизнесменов – это информационные возможности. Важно отметить и то, что сеть для бизнеса требует значительных человеческих интеллектуальных ресурсов. И эти ресурсы в России значительно дешевле, чем в мире в целом. К тому же имеется их серьезное предложение, в отличие от ряда стран с похожей слабо развитой экономической системой.
Сегодня практически все маркетинговые исследования покажут: в России развитие информационных технологий обойдется дешевле, чем где-то еще. Здесь дешевле стоят услуги программистов, здесь проще с дизайнерами и верстальщиками, здесь, в конце концов, можно получить самый выгодный контент с точки зрения его себестоимости.
Отсюда еще один важный вывод: интернет, делая возможность делового взаимодействия независимым от границ и государств, рано или поздно будет выравнивать себестоимость в ряде проектов. Это значит, что в России создание и продвижение сайтов тоже станет дорожать, пока европейские заказчики будут пользоваться услугами российских специалистов и снижать себестоимость себе.
Процесс такого усреднения цены уже идет, но пока он не настолько глобальный, чтобы стереть возможные преимущества внутри России. Часть бизнесменов используют такую возможность, выстраивая собственные проекты не только для прямого их использования сегодня, но и «про запас».
К слову, обратите внимание на список богатейших людей страны: они все чаще задействованы именно в интернет-проектах и стартапах. «Яндекс» со своим выходом на IPO тоже показал свое право конкурировать в некоторых вопросах с компаниями нефтяной отрасли или финансовой. Вопрос только в том, кого мы подразумеваем под словом «бизнесмен»?
Алишер Усманов на сферу интернет-решений выделил больше средств, чем профильно работающие в этой нише десятки тысяч предпринимателей. Так что количественная оценка числа участников рынка давно уже некорректна – надо смотреть на суммарные цифры инвестиций в обобщенном значении. И эти цифры растут пусть и не в геометрической прогрессии, но точно в близком к ней приближении.
При этом Усманов демонстрирует прекрасную отдачу от таких вложений, а это означает, что желающих вкладывать сюда же будет больше, намного больше. Рынок в сети интернета вытеснит ряд привычного сегодня бизнеса благодаря более экономичному и результативному подходу. Интернет – это инструмент, цель и даже основа бизнеса в чем-то. Так как бизнесменам пройти мимо?