Российский туристический бизнес на данный момент переживает непростое время, но, не смотря на это, медленно, но верно приобретает вид широко востребованной услуги. На сегодняшний день почти каждый работоспособный гражданин нашей страны может себе позволить провести несколько недель на каком-нибудь курорте. Конечно, позволить себе средиземные круизы не каждому по карману, но мы говорим об отдыхе среднего класса, который на данный момент вполне доступен.
Естественно финансовый кризис затронул и туристический бизнес, но сейчас уже можно говорить о том, что на этом рынке остались только проверенные и надёжные компании, которым не страшен, ни кризис, ни какие либо другие препятствия для развития. Именно для развития, а не для выживания, финансовый кризис тут надо рассматривать и с положительной стороны. Многие компании, которые предлагали сомнительные услуги не смогли удержаться на плаву, да этого и следовало ожидать. Туристический рынок был настолько переполнен, что потребитель просто терялся в выборе. Ситуацию осложняли природные катаклизмы, террористические акты, различные ситуации, связанные с непрофессиональной работой туристических фирм и операторов, люди просто боялись ехать отдыхать.
Но время расставило всё по местам и сейчас можно наблюдать, как туристический бизнес возрождается и переходит на новый уровень обслуживания. Потребители начинают доверять туристическим компаниям, а это говорит о том, что идёт несомненный рост в этом направлении. Правильное антикризисное управление позволило не только удержать цены на стабильном уровне, но и снизить по некоторым особо востребованным направлениям, что конечно радует всех потребителей.
Люди всегда ездили и будут ездить отдыхать, и финансовый кризис для этого не помеха, вопрос в том, что многие люди ездят отдыхать "дикарями", и туристические организации многое при этом теряют, это происходит опять же из-за недоверия и искусственно завышенных цен на путёвки. Человеку проще собственными силами добраться до моря, найти жильё и обеспечить питание, чем за свои же деньги выпрашивать, именно выпрашивать, у представителей туристической фирмы всё то, за что он заплатил. К сожалению, встречается и такое, но всё меньше и меньше, и это, несомненно, радует. Об этом говорит и статистика уменьшения людей предпочитающих отдых "дикарями".
Но этот рост, пусть пока не большой, это огромный труд, который проделали маркетологи и экономисты. На данный момент можно отметить несколько главных групп заказчиков, которые заинтересованы в маркетинговых и экономических исследованиях - это зарубежные национальные представительства, национальные туристические организации, это компании и фирмы, чья работа непосредственно связана с туристическим бизнесом (информационные рекламные, юридические). И наиболее активные и развитые туроператоры, которые стремятся не просто удержать свои уже завоеванные позиции, но и найти новые для себя направления развития бизнеса.
Наиболее зависимыми от конъюнктуры рынка, являются туроператоры. Их правильная и стабильная работа и серьезное отношение к маркетинговым исследованиям – это показатель будущей работы туроператоров и залог их будущего успеха.