Сделать стартовой страницей Добавить в избранное RSS
Сегодня 15.7.2019
Управленцу | Банкиру | Юристу | Бухгалтеру | Экономисту Контакты  | О проекте  

Новости

Tweet

Все новости данной рубрики

Архив по рубрикам

Основные средства и налог на имущество
  •  

    Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество - включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность, - которое учитывается на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

    Иными словами, при расчете налога на имущество учитываются только те объекты, которые признаются основными средствами исходя из правил, установленных в ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

    И здесь есть некоторая «лазейка» для оптимизации налога на имущество. Ведь согласно п.5 ПБУ 6/01 организации вправе не признавать основными средствами, а учитывать в составе материально-производственных запасов, те объекты, которые обладают всеми признаками основного средства, но имеют невысокую стоимость - в пределах лимита, устанавливаемого в учетной политике организации (но не более 20 000 рублей за единицу). Все, что для этого нужно сделать - это прописать в учетной политике величину лимита. Кстати, если в учетной политике про лимит стоимости основных средств ничего не сказано, все объекты, служащие более 12 месяцев и используемые в производстве или управлении - даже калькуляторы стоимостью 100 рублей за штуку - должны признаваться основными средствами и подлежать амортизации в течение всего срока их эксплуатации.

    Если бухгалтер поставил целью максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет, в 2006-2007 годах он устанавливал лимит на уровне 10 000 рублей (в соответствии с нормами п. 1 ст. 256 НК РФ). А вот с 2008 года в налоговом учете - в соответствии с изменениями в п. 1 ст. 256 НК РФ, внесенными Федеральным законом от 24.07.07 № 216-ФЗ - «лимитом» первоначальной стоимости основных средств как амортизируемого имущества будет 20 000 рублей - поэтому и в учетной политике на 2008 год можно будет предусмотреть увеличение лимита до максимума (если сейчас установлен меньший лимит).

    Итак, применение лимита позволяет ограничить количество основных средств за счет исключения из этой категории недорогой офисной техники (факсов, копировальных аппаратов и т.д.), мебели и прочих объектов, стоимость которых не превышает величину установленного лимита. За счет этого снижается налоговая база по налогу на имущество.

    Однако при приобретении некоторых «составных» объектов основных средств возникает вопрос - можно ли пойти дальше в оптимизации налога на имущество: разбить объект, общая стоимость которого превышает установленный лимит, на составные части, стоимость которых окажется в пределах лимита, и оприходовать эти составные части раздельно как самостоятельные инвентарные объекты?

    Для того, чтобы ответить на поставленный выше вопрос, нужно выяснить, что следует считать единицей учета основных средств - инвентарным объектом - в соответствии с действующими нормативными актами.

    Согласно п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» инвентарным объектом признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Под комплексом конструктивно сочлененных предметов понимается один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

    Важно отметить, что согласно п. 6 ПБУ 6/01 в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. На этот факт обращают внимание и специалисты Минфина России - например, в письме от 03.07.2007 № 07-05-06/181. Причем в п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н) даже приведены примеры «разбиения» объектов. В частности, при покупке автомобиля в его стоимость должны быть включены также и стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой и ободной лентой, а также комплекта инструментов. А вот при покупке самолета авиационные двигатели - в силу того обстоятельства, что срок их полезного использования отличается от срока полезного использования воздушного судна - учитываются как отдельные инвентарные объекты.

    На основании п. 6 ПБУ 6/01 бухгалтер может смело «разделить» объект, если у его частей будет разный срок полезного использования. Ведь срок полезного использования согласно п. 20 ПБУ 6/01 определяется организацией самостоятельно при принятии основного средства к учету. И даже в том случае, если при установлении сроков - для сближения бухгалтерского и налогового учета - бухгалтер будет руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1), он может «развести» срок использования отдельных частей, ведь для каждой группы предлагается «вилка» сроков полезного использования. Например, для компьютерной техники, попадающей в группу 2, срок использования может составлять «свыше двух до трех лет включительно», т.е., скажем, на системный блок можно установить срок использования 2 года и 1 месяц, а на монитор - 3 года ровно. И если каждая часть - или хотя бы некоторые части - окажутся дешевле установленного лимита, их не надо будет включать в состав основных средств.

    Обычно приобретение основных средств отражается с использованием счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», по дебету которого собираются все фактические затраты на приобретение, формирующие первоначальную стоимость основного средства. После того, как завершены необходимые работы по монтажу и подготовке объекта к эксплуатации, он переводится в состав основных средств, т.е. его первоначальная стоимость списывается с кредита счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства». На каждое основное средство должен быть составлен Акт о приеме-передаче основных средств (форма ОС-1) и открыта инвентарная карточка (формы ОС-6). Если одновременно принимается несколько одинаковых объектов (например, когда закупается целый компьютерных класс из 20 одинаковых компьютеров), для их приемки можно воспользоваться единым актом формы ОС-1б и завести групповую инвентарную карточку формы ОС-6а. Малые предприятия вместо открытия индивидуальных инвентарных карточек могут вести Инвентарную книгу учета объектов основных средств (форма ОС-6б).

    Если все (или хотя бы некоторые) части объекта, который в принципе мог бы быть признан основным средством, оказываются дешевле установленного лимита, эти части нужно оформлять не как основные средства, а как материалы - при помощи приходных ордеров (форма М-4) или иных документов, применяемых в организации для учета материально-производственных запасов. И учитывать их приобретение нужно будет не на счетах 08 и 01, а на счете 10 «Материалы».

    Информационное Агентство "Финансовый Юрист"
Логин
Пароль

Расчет отпускных в 2017 году. Новые правила расчета отпуска

На первый взгляд кажется, что расчет отпускных - это не такая уж и трудная задача. Такой точки зрения обычно придерживаются практически все сотрудники, за исключением естественно бухгалтера. Ведь бухгалтеру известно, что стандартных ситуаций при расчете о...

Паспорт РФ: получение паспорта, обмен паспорта и восстановление паспорта при утере

В данной статье я постараюсь рассмотреть порядок действий, которые необходимы для получения общегражданского паспорта РФ, обмена российского паспорта по окончанию срока его действия и восстановления паспорта РФ при его утере, а так же разъяснить законодат...

Бизнес план. Составление бизнес-плана

Бизнес план - это именно то, с чего необходимо начинать любой успешный бизнес-проект. Это требуется как для общего увеличения КПД предприятия, так и для развития и планирования повышения отдачи от каждого отдельно взятого сотрудника.

И именно дл...

Трудовая книжка. Образец заполнения трудовой книжки

Трудовая книжка - это один из главных документов, подтверждающих трудовую деятельность и рабочий стаж работника. В соответствии с существующим законодательством, работодателю необходимо вести трудовую книжку на каждого сотрудника, проработавшего в организ...

Гражданско-правовой договор. Достоинства и недостатки гражданско-правового договора

Как правило при приеме на работу нового сотрудника фирма заключает с ним трудовой договор, этот вариант используют большинство компаний и он находится в полном соответствии с трудовым законодательством. Однако это не всегда это приемлимо для работодателя,...