С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее ? Закон № 44-ФЗ).
Данный закон предусматривает не только новые возможности выбора поставщика (которые стали разнообразнее), но и правила планирования, аудита и мониторинга, а также исполнения контракта. О том, как работать с новым законом, расскажут эксперты: генеральный директор ООО "Тендеры.ру" Кирилл Кузнецов и генеральный директор Центра поддержки госзакупок Олег Петряшев.
Определение участника госзакупок
Участником закупок может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения его капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Закон № 44-ФЗ не предусматривает участие группы юридических лиц, например, простого товарищества, но не запрещает привлечение соисполнителей (субподрядчиков). При этом участник закупки должен соответствовать ряду требований, которые обязана проверить комиссия заказчика при рассмотрении его заявки.
В частности, он должен иметь правомочия для заключения контракта и обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты (за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма). Участник закупки не должен:
- находиться в стадии ликвидации, банкротства, конкурсного производства;
- иметь приостановленную деятельность на дату подачи заявки на участие в закупке;
- иметь недоимки по обязательным платежам в бюджет (за исключением наличия предоставленной отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита и т.д.) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период (а также иметь судебных споров по данному вопросу);
- иметь непогашенную или неснятую судимость за преступления в сфере экономики (для участника закупки ? физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица);
- быть подвергнутым наказанию в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, которая связана с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административному наказанию в виде дисквалификации;
- иметь конфликт интересов с заказчиком.
Кроме того, заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки ? юридического лица.
Правила для составления реестра едины, вне зависимости от того, проводятся ли госзакупки в Алтайском крае или в республике Адыгея.
Правительство РФ вправе устанавливать для конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов дополнительные требования, в том числе к наличию:
- финансовых ресурсов для исполнения контракта;
- оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, находящихся на праве собственности или ином законном основании;
- опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
- необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Поиск тендера
Если все требования к участнику госзакупок соблюдены, можно приступать к поиску интересующего вас тендера. Существует два наиболее распространенных способа для поиска закупки. Первый ? с помощью официального портала для поиска информации о размещении заказов.
Самостоятельно просматривать все имеющиеся заказы очень трудоемко, поскольку их количество растет ежечасно. ?спользование ключевых слов заведомо обрекает поставщика на пропуск тендеров, в названии которых ключевое слово отсутствует.
Наивно полагать, что тендер на поставку строительных материалов непременно будет содержать слово "обои", "клей" или "гипсокартон". Пока официальный портал для поиска информации о размещении заказов находится лишь в стадии разработки, поэтому многие из предусмотренных законом возможностей еще не реализованы, а некоторые элементы системы должны заработать только в 2017 году. Кроме того, из-за большого количества посетителей он нередко бывает перегружен.
Второй вариант, более удобный, но требующий некоторых материальных затрат ? использование информационно-аналитических систем (например, системы Тендеры.Ру, Seldon, МЭЛТОР и другие), которые позволяют в режиме реального времени отслеживать не только информацию о всех государственных закупках, но и о потребностях государственных корпораций, а также всех коммерческих заказчиков.
?так, проанализировав тендеры, которые уже проведены, выберете те, которые вам интересны. ? исходя из этого анализа, переходите к следующему этапу.
Получение электронной подписи
Переходим с обычной подписи на электронную: преимущества и нюансыПодробнее о получении и использовании электронной подписи ? в нашем материале "Переходим с обычной подписи на электронную: преимущества и нюансы"
Электронная подпись необходима на всех этапах участия в электронном аукционе, начиная с момента аккредитации на электронной торговой площадке и заканчивая подписанием государственного контракта. Электронный файл, заверенный электронной подписью, имеет такую же юридическую силу, как подпись исполнительного органа компании и печать на бумажном носителе.
Срок выдачи электронной цифровой подписи составит три дня, срок действия ? один год, по истечении которого необходимо получить новую электронную подпись для дальнейшего участия в торгах.
Обратите внимание, электронная подпись для участия в электронных торгах отличается от той, что используется для сдачи налоговой отчетности.
Аккредитация на электронной площадке
Электронные аукционы проводятся на пяти федеральных торговых площадках: ЗАО "Сбербанк ? Автоматизированная Система Торгов"; ОАО "Единая электронная площадка"; ЗАО "ММВБ ? ?нформационные технологии"; ООО "?ндексное агентство РТС"; ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан". Для того, чтобы иметь возможность принять участие в электронном аукционе, необходимо предварительно пройти аккредитацию, и для каждой площадки она своя.
Внешне эта процедура на каждом сайте выглядит по-разному, но в целом от вас везде потребуется примерно одно и тоже:
- заполнение заявления на аккредитацию организации на электронной торговой площадке (размещено на сайте самой торговой площадки);
- сбор документов, необходимых для аккредитации (скорее всего у вас попросят копию выписки из ЕГРЮЛ; копии учредительных документов; копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление;
- копии документов, подтверждающих полномочия руководителя);
- перевод документов в электронный вид;
- прикрепление документов, подписанных электронной подписью, на сайт (при взаимодействии между информационными системами предполагается использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись, однако не стоит забывать, что торговые площадки ? корпоративные информационные системы и могут предъявлять свои дополнительные требования к электронной подписи).
Оператор электронной торговой площадки обязан аккредитовать участника размещения заказа в срок не более пяти рабочих дней со дня получения полного пакета документов. При аккредитации поставщику открывается счет, на который он перечисляет денежные средства, которые будут использоваться в качестве обеспечения его участия в электронных аукционах.
При подаче заявки на участие в электронном аукционе электронная площадка блокирует на счету у поставщика сумму обеспечения, поэтому необходимо следить, чтобы денежных средств было достаточно.
Способы определения поставщика
Закон № 44-ФЗ расширил перечень способов определения поставщика, используемых заказчиком, который можно условно разделить на две категории:
- Неконкурентные ? закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
- Конкурентные:
- конкурсы:
- открытый конкурс;
- конкурс с ограниченным участием;
- двухэтапный конкурс;
- закрытый конкурс;
- закрытый конкурс с ограниченным участием;
- закрытый двухэтапный конкурс;
- аукционы:
- аукцион в электронной форме (электронный аукцион);
- закрытый аукцион;
- запрос котировок;
- запрос предложений.
При неконкурентных закупках заказчик осуществляет выбор поставщика на безальтернативной основе. Чаще всего поставщики сталкиваются с таким выбором, когда речь идет о:
- заключении договора на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (заказчик вправе расходовать таким образом не более 5% своего закупочного бюджета и не более чем 50 млн руб. в год1);
- заключении договора с образовательными организациями и отдельными заказчиками2 на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.;
- заключении контракта в случае, если не состоялась конкурентная закупочная процедура (при условии получения заказчиком надлежащего согласования).
Чаще всего закупки у единственного поставщика осуществляются при покупке канцелярских принадлежностей, персональных компьютеров, оплате услуг связи, почты, командировочных.
В случае определения поставщика конкурентными способами выбор зависит от нюансов закупочной процедуры. Как правило, ключевыми моментами, на которые следует обратить внимание, являются:
- требования к поставщику, его квалификации;
- требования к закупаемым товарам, работам, услугам;
- условия контракта (сроки, ответственность, порядок приемки и т. п.);
- критерии и порядок определения лучшего предложения.
Основные конкурентные способы определения поставщика
"Пока до конца не понятно, как контрактная система на практике повлияет на бизнес. Сейчас есть много вопросов по тому, как будет реализовываться Закон № 44-ФЗ, в том числе вопросы обеспечения контрактов, единой информационной системы. В целом, заложенные реформы позитивны и делают рынок госзаказа прозрачным, а значит, менее коррупционноемким и более доступным для бизнеса".
Конкурсы делятся на шесть разновидностей. Базовым является открытый конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (которая будет создана на базе существующей инфраструктуры официального сайта zakupki.gov.ru) извещения и конкурсной документации.
К участию в открытом конкурсе допускаются все желающие, которые подали заявку в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма допускается).
Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию. Победитель определяется по нескольким критериям (не менее двух), заявленным в конкурсной документации.
Конкурс с ограниченным участием ? конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации.
Для участия в нем необходимо подготовить и подать заявку, включающую ее обеспечение (в размере до 5% от начальной максимальной цены контракта), в форме перевода денежных средств на счет заказчика или банковской гарантии.
В конкурсе с ограниченным участием имеется этап отбора, на котором поставщики, не соответствующие требованиям квалификации, отклоняются. Победитель определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
При двухэтапном конкурсе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации.
Двухэтапный конкурс проводится в случае необходимости уточнения заказчиком своей первоначальной документации (на втором этапе).
К участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования, и победителем такого конкурса признается субъект, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса.
Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении следующих условий:
- конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
- для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.
Закрытые конкурсы (закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием и закрытый двухэтапный конкурс) проводятся без размещения информации в открытой части единой информационной системы, соответственно участвовать в них можно только в случае получения приглашения от заказчика.
Проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем.
Электронный аукцион проводится на электронной торговой площадке, определенной в документации заказчика. К участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования.
Для того чтобы принять участие в аукционе, поставщик должен пройти аккредитацию и, в случае успеха, перечислить на открытый для него счет сумму, требующуюся для обеспечения заявки (до 5% от начальной максимальной цены контракта). Далее готовится и подается заявка в виде двух документов в электронной форме.
Первая часть содержит предложение поставщика по продукции, вторая ? все персонифицированные данные поставщика. При соответствии первой части заявки поставщик допускается до электронного торга, по завершению которого в случае, если он предложил минимальную цену и вторая часть заявки соответствует требованиям документации, с ним заключается контракт.
При проведении запроса котировок победителем становится поставщик, подавший минимальное ценовое предложение.
Запрос предложений проходит в два этапа, по завершению первого оглашаются условия лучшего из поданных предложений. На втором этапе подаются окончательные предложения.
?зучение документации и подготовка заявки
"Закон № 44-ФЗ пока содержит значительное число недоработок и ошибок, которые постепенно исправляются. Так, серьезная правка была внесена перед вступлением Закона № 44-ФЗ в силу Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В настоящее время подготовлен еще ряд серьезных правок".
Для участия в торгах необходимо внимательно изучить закупочную документацию и проект контракта, проанализировать требования, предъявляемые к продукции и квалификации поставщика (если они установлены), выполнить технико-экономическое обоснование, то есть оценить предстоящие расходы (включая материальные, финансовые, интеллектуальные) и возможный размер прибыли.
Очень часто документация содержит скрытые для новичка обязательства, и их своевременное выявление позволит застраховать себя от риска потери обеспечения. Например, участник размещения заказа вправе подать только одну заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Таким образом, в случае обнаружения ошибки внесение изменений в заявку будет невозможно, и она подлежит отклонению. Поэтому необходимо заранее определиться, кто будет заниматься изучением документации и подготовкой заявки.
Вы можете сделать это самостоятельно; назначить ответственного сотрудника для работы с тендерами; нанять на работу специалиста с опытом в данной сфере; воспользоваться услугами аутсорсинга для получения профессиональной юридической и консалтинговой поддержки.
Закон № 44-ФЗ более четко определяет требования к описанию закупаемой продукции (техническому заданию). Описание объекта закупки должно носить объективный характер. При необходимости могут быть указаны функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Во время его описания заказчик должен использовать стандартные показатели, условные обозначения и терминологию, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие показатели, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заказчик не должен устанавливать требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, кроме отдельных, предусмотренных законом случаев.
Закон № 44-ФЗ устанавливает ряд новых требований к описанию заказчиком закупаемой продукции. Если раньше он имел возможность, при необходимости, указывать товарный знак, допуская предложение его эквивалента, то сейчас за редким исключением это не допустимо. Товарный знак может использоваться:
- если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
- если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Также следует отметить, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, к функциональным характеристикам товара) требований к:
- производителю товара;
- участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы);
- деловой репутации участника закупки;
- наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для
- выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством РФ
Резюмируя вышесказанное, рекомендуем тщательно изучать документацию закупки. В случае неясностей участник вправе письменно направить заказчику запрос, ответ на который в виде разъяснения в письменной форме или в форме электронного документа должен поступить в течение двух рабочих дней с даты получения указанного запроса, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Принятие участия в аукционе и привлечение для этого средств
Для участия в торгах необходимо финансовое обеспечение заявки ? своего рода залог, который затем возвращается участнику. Если участник станет победителем, но откажется подписывать контракт, обеспечение не возвращается.
Так, для участия в электронном аукционе лицо обязано внести на счет электронной торговой площадки от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены контракта в качестве обеспечения участия или 1% начальной (максимальной) цены контракта, если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб.
В соответствии с Законом № 44-ФЗ обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе возможно денежными средствами или банковской гарантией, включенной в реестр банковских гарантий, размещенной в единой информационной системе.
Для обеспечения участия в аукционе можно использовать собственные или заемные средства.
?спользование заемных средств обладает несколькими преимуществами:
- не выводятся средства из бизнеса;
- можно участвовать в нескольких аукционах одновременно;
- есть возможность принять участие в аукционе на любую сумму.
Если ранее достаточно часто встречались так называемые "серые банковские гарантии", то со вступлением в силу Закона № 44-ФЗ это исключено, поскольку с 31 марта 2014 года полноценно заработает реестр банковских гарантий, в который должны быть включены кредитные организации, имеющие право выдавать банковские гарантии и желающие работать по финансовому сопровождению госконтрактов.
Правительством РФ установлен порядок осуществления банковского сопровождения государственных контрактов, и составление реестра является его обязательной составляющей. Данные для формирования перечня банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий, предоставляются Банком России, а сам перечень публикуется на официальном сайте Минфина России.
Поставщик, который будет пойман на использовании поддельных гарантий, на два года включается в реестр недобросовестных поставщиков, и в течение этого времени его участие в госзакупках будет зависеть от требований, выдвинутых заказчиком.
Заключение контракта и его обеспечение
В соответствии с Законом № 44-ФЗ компания, победившая по всем конкурентным способам закупки, обязана предоставить от 5% до 30% начальной стоимости контракта в качестве обеспечения для исполнения контракта.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. Когда предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, то к участнику закупки, с которым заключается контракт, применяются антидемпинговые меры (ст. 37 Закона № 44-ФЗ).
Существует два вида обеспечения:
- депозит, вносимый на счет государственного заказчика. Эти деньги остаются заблокированными до момента выполнения контракта. При заключении контракта на длительный срок или на большую сумму приходится выводить из оборота и "замораживать" значительную часть средств;
- банковская гарантия. При невыполнении обязательств гарант несет ответственность по долгам заемщика в пределах, оговоренных в гарантии.
Способ обеспечения исполнения контракта определяется самостоятельно участником закупки, с которым заключается контракт. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Контракт заключается после предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта. В случае же его непредоставления участник считается уклонившимся от заключения контракта и как следствие ? попадает в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, в течение которых участие в госзакупках для него будет возможно только при условии, что заказчик не выдвинет требование об отсутствии поставщика в указанном реестре.
Таким образом, предоставление обеспечения исполнения контракта является важной составляющей в целой цепочке действий, начиная от мониторинга тендеров и заканчивая заключением контракта.