В последнее время периодически появляются публикации о наличии благоприятных тенденций в экономике, на основании чего прогнозируется дальнейшая стабилизация мировой экономической системы и даже выводов о том, что финансовый кризис завершается.
Проводимые аналитиками и экономистами маркетинговые исследования предсказывали высокую вероятность возникновения мирового финансового кризиса 2008 года. Его развитию способствовали многие факторы: банковский кризис в США, бюджетный дефицит ряда государств Евросоюза и целый ряд других.
В России существуют свои особенности, приводящие к кризисам с периодичностью примерно один раз в десятилетие. Это недостатки системы и финансирования и других видов государственной поддержки реального сектора экономики, откровенно завышенные цены на недвижимость, непродуманность системы кредитования, особенно системы ипотечного, слабо развитая инфраструктура, острая нехватка инвестиций и т.д.
В комплексе факторов, раскручивающих спираль кризиса в России необходимо отметить необоснованно высокие затраты на производство, при крайне низком уровне оплаты труда и сокращение штата сотрудников. Снижение и без того низкого уровня оплаты труда вызывает дальнейшее падение покупательской способности населения и как следствие усиление негативных явлений.
Следует учитывать, что кризис явление не только финансово-экономическое, но и психологическое. Снижение деловой и потребительской активности во многом связано с падением потребительской уверенности, связанной с ухудшением субъективных оценок населения страны общеэкономических условий, своего материального положения и отсутствия позитивных ожиданий. К сожалению, в целом ряде субъектов Российской Федерации не ликвидирована практика невыплаты зарплаты в срок, предусмотренный КЗОТом.
Прокуратура слишком лояльно относится к этой проблеме, на это в частности недавно обращал внимание Владимир Познер. Руководители, виновные в несоблюдении данной законодательной нормы к ответственности практически не привлекается и закон в этом направлении работает слабо. Если давать честную оценку этому явлению, то фактически любой руководитель предприятия имеет возможность залезть в карман своего подчиненного. Эта порочная практика должна быть прекращена!
Прогнозирование такого сложного процесса как финансовый кризис дело сложное и неблагодарное, точных прогнозов сегодня не может дать никто. Оценивать эффективность проводимых мероприятий необходимо по росту продаж, увеличению доли рынка, повышению лояльности и уверенности клиентов, завоеванию лидерских позиций на рынках. В этом главная задача маркетинг-менеджмента в современных условиях.
На уровне государства, антикризисное управление должно обеспечивать разработку системы выявления, оценки и прогнозирования основных рисков и угроз в экономике и производстве, соответствующую корректировку финансово-экономической и социальной политики, внешней политики. Необходимо обеспечит дальнейшую смену приоритетов в комплексе стратегических и оперативных мер для обеспечения контроля, укрепления правопорядка и соблюдения законодательства.
Только в этом случае на уровне предприятий произойдет сокращение постоянных и переменных издержек, привлечение средств, повышение производительности труда и усиление мотивации к работе у персонала. В противном случае все разговоры о том, что «дно» кризиса пройдено, звучат несколько преждевременно.